Пришедшие к власти бывшие функционеры вместе с бывшими “теневиками” сделали гигантские состояния и превратились в “новых русских”, совершив четыре “ограбления века”, причем три из них – в отношении вкладчиков.
1. Уничтожение трудовых сбережений советского периода в результате гайдаровской “шоковой терапии”, когда в “дым” были превращены примерно 400 миллиардов прежних рублей, т.е. в современных деньгах около 12 тысяч миллиардов (более пяти годовых бюджетов страны).
2. Приватизация по Чубайсу, который обещал, что на ваучер каждый сможет купить “Волгу”, а то и две. В результате “простые люди” продали свои ваучеры за бесценок, за бутылку водки или вложили их в “отличные” компании типа “Хопер-инвест”. Зато “новые русские” получили собственности, по некоторым оценкам, на 700 миллиардов долларов (примерно 22 тысячи миллиардов рублей по современному курсу). На эти деньги действительно можно купить Волгу и в придачу все расположенные на ней города - от Ярославля до Астрахани. К сожалению, народ не всегда понимает, что это ограбление - самое крупное и не требует свою собственность назад.
3. Великий обман вкладчиков финансовыми мошенниками типа МММ и РДС, в результате которого в карманы “новых русских” перешло еще около 20 триллионов рублей в ценах 1995 г. (в современных ценах - более 100 миллиардов).
4. Крах 17 августа 1998 г. грандиозной государственной финансовой “пирамиды”, созданной правительствами В. Черномырдина и С. Кириенко. При этом чуть ли не впервые в мировой практике одновременно были применены два способа выворачивания карманов: девальвация (официальное обесценивание) рубля и дефолт (отказ платить по долгам). До наших “новаторов” эти способы применялись поодиночке. В результате сбережения граждан еще упала в цене более чем в четыре раза.
Находящаяся у власти политическая группировка, безусловно, несет ответственность за все эти “ограбления”. В отношении вкладчиков Сбербанка советских времен это официально признано Федеральным Законом “О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации”. В Законе эти вклады официально объявлены государственным долгом, а, следовательно, сами вкладчики либо их наследники вправе рассчитывать на его возвращение. В свое время, будучи депутатом Совета Федерации, я активно поддерживал этот Закон. Однако исполняется он безобразно по двум главным причинам.
Во-первых, в результате экономической катастрофы и грандиозного разворовывания доходы страны настолько уменьшились, что для расчета только по долгам вкладчиков Сбербанка потребовалось бы более пяти федеральных бюджетов 2003 г. или тринадцати бюджетов 1999 г.
Во-вторых, затрачивая от четверти до двух пятых расходной части бюджета на обслуживание государственного долга, страна лишь ничтожную часть этой огромной суммы отдает своим вкладчикам - ветеранам, руками которых создано почти все наше национальное богатство. Так, в бюджете 2003 г. из общей суммы расходов бюджета примерно 2,3 млрд. рублей на обслуживание внешнего предусматривается почти 500 млрд. рублей, а всем вместе взятым российским вкладчикам, по преимуществу ветеранам и инвалидам – около 20 млрд. Соотношение этих чисел - один из самых ярких показателей полного пренебрежения власти к своему населению, а равно и ее готовности служить иностранному капиталу (подробнее см. раздел “Промышленная и финансовая политика”).
За время работы в Госдуме второго и третьего созыва мною были сделаны следующие шаги по защите интересов обманутых вкладчиков, причем все - с подачи омских избирателей.
1. Еще во Вторую Думу был внесен проект Закона, предусматривающий компенсацию вкладов граждан, сделанных в Сбербанке не до 20 июня 1991 г., как предусмотрено в настоящее время, а до 1 января 1992 г. Несколько лет законопроект пролежал в Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций, и лишь в 1999 г. аналогичный закон, предложенный Московской областью, при моей активной поддержке был принят Госдумой, однако решительно отклонен Советом Федерации. Третья Дума вето Совета Федерации преодолевать не решилась, а согласительную комиссию создать не удалось. Видимо, судьба этого закона зависит от будущих выборов.
2. В адрес Правительства было сделано несколько депутатских запросов о возможности погашения долгов вкладчиков “взаимозачетами”: в виде оплаты жилья и коммунальных услуг, выдачи лекарств, приобретения товаров и т.п. К сожалению, все ответы, полученные из Правительства, были отрицательными.
3. После краха 17 августа 1998 г. я активно поддерживал принятие Закона, гарантирующего вкладчикам новых банков компенсацию потерянных денег. Однако Закон дважды отклонялся Советом Федерации, причем во второй раз - в редакции согласительной комиссии.
4. Во Второй и Третьей Думе мною активно поддерживался законопроект депутата П. Медведева, предусматривающий создание системы страхования банковских вкладов. Смысл законопроекта заключается в том, чтобы:
Один из самых тяжелых вопросов на встречах с избирателями - когда государство рассчитается с обманутыми вкладчиками. До недавнего времени на него я отвечал так: “Не выбрасывайте Ваши сберкнижки и не сдавайте их в Сбербанк - не Вы, так Ваши дети по ним что-нибудь получат”. Однако ситуация резко изменилась, когда Правительство внесло в Думу проект Закона, который я не могу оценить иначе, как пятую попытку ограбления вкладчиков, но уже в XXI веке. Закон выполнен в духе известного шулерского принципа: кому я должен – всем прощаю! Правительство – автор закона – предлагает:
Сколько хватает сил, мы блокируем принятие очередного грабительского закона предавшим своих избирателей думским большинством. Однако на вопрос: “Когда рассчитаются с вкладчиками?”, я вынужден теперь отвечать иначе: “Когда выберите такого Президента и такой Парламент, которые изменят экономический курс и будут ценить тех, кто создавал страну, а не тех, кто ее разворовывал!”