Хотя в моем 129-м избирательном округе селяне составляют меньшинство, хорошо понимаю, что они нуждаются в поддержке еще более, чем горожане. Очередное накопление капитала “новыми русскими” всех национальностей произошло прежде всего за счет деревни. Поэтому, когда появлялась возможность раздобыть для Омской области что-нибудь сверх положенного, приоритет отдавал сельчанам. Именно в село поступили:
О дополнительных мерах государственной поддержки селян, включая 25-процентную надбавку к зарплате интеллигенции, жилищно-коммунальные льготы для специалистов, досрочную пенсию при стаже в 25 лет для сельских педагогов и медиков (городские медики получают ее при стаже 30 лет) и т.п., говорил в предыдущих разделах.
Среди других проблем омского села, которыми приходилось заниматься в последнее время, отмечу лишь следующие.
1. Коммунальная реформа в Омском районе. Рост тарифов на коммунальные услуги и оплату жилья в Омском районе оказался рекордным если не во всей области, то, по крайней мере, среди сельских муниципальных образований 129-го избирательного округа. Причин тому несколько: мазутные, а не газовые котельные, крупные поселения и длинные коммуникации. Сверх того, например, в поселке Горячий Ключ острое недовольство вызвало усреднение тарифа, которое в данном случае привело к его значительному завышению по сравнению с себестоимостью услуг.
Возникшая в районе инициативная группа профессионально разобралась в тонкостях ценообразования. Обращения, подготовленные ею и подписанные сотнями жителей района, мы направляли на имя Премьера, Председателя Госстроя и в Президентскую Администрацию. Более того, когда в Омскую область по моему приглашению прибыл Российский Уполномоченный по правам человека О. Миронов, одну из встреч мы специально запланировали в Новоомском. Не ради создания дополнительных трудностей администрации района, но для того, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки.
Увы, результативность всей этой большой работы оказалась минимальной. Временами рост тарифов приостанавливался, но затем возобновлялся снова. До тех пор, пока в районе не произойдет реконструкция теплоснабжения (перевод на газ, создание дополнительных котельных, уменьшение длины коммуникаций и т.п.), есть только один выход: Администрация области должна оказать району дополнительную финансовую поддержку на выравнивание тарифов хотя бы до среднеобластного уровня. Впрочем, как уже говорилось, вследствие “реформы” ЖКХ и принятого Думой закона, тарифы будут расти по всей России.
2. Средства на борьбу с саранчой. Хотя по этому поводу руководство сельских районов ко мне не обращалось, в свое время, получив информацию, работал с Министерством сельского хозяйства и Министерством по чрезвычайным ситуациям, чтобы получить на борьбу с саранчой федеральные деньги. Деньги выделялись, но почти всегда с опозданием.
3. Южный групповой водопровод. Поскольку Черлакский, Оконешниковский и Калачинский районы испытывают большие трудности с качественной пресной водой, строительство такого водопровода запланировано давно, но практически заморожено. Чтобы его возобновить, я неоднократно обращался с запросами в Правительство, специально был на приеме у вице-премьера и Министра сельского хозяйства А. Гордеева и даже получил его положительную резолюцию. Дело затормозилось, с одной стороны, из-за отсутствия в Правительстве осенью 2002 года необходимой документации, а с другой – из-за политического распределения дополнительных денег в бюджете 2003 года в пользу депутатов от “партии власти”.
Немало сил и времени ушло на решение частных проблем различных сельских организаций, причем не только в моих пяти районах, но по всей области. Среди скромных достижений:
Используя положение члена депутатской Агропромышленной группы, регулярно организовывал встречи омских хозяйственников с руководством Минсельхозпрода, Россельхозакадемии, Россельхозбанка и других центральных структур. Иногда с положительным результатом.