В год открытия, 75 лет назад, в педагогический институт было зачислено всего 120 человек, и обучение велось на трех факультетах. Сегодня в университете более десяти тысяч студентов, а число факультетов возросло до 16-ти. О прошлом, настоящем и будущем вуза рассказывает ректор ОмГПУ К.А. Чуркин в интервью журналу «Аккредитация в образовании».
– Омский педагогический университет стал одним из первых вузов, начавших внедрять систему многоуровневого образования. Как сказывается накопленный опыт на образовательном процессе?
– Действительно, наш университет благодаря инициативе и настойчивости светлой памяти профессора В.С. Ямпольского имеет уже десятилетнюю историю реализации многоуровневой системы высшего педагогического образования.
В 1994 году вуз стал одним из разработчиков государственного образовательного стандарта первого поколения по направлениям высшего педагогического образования. В том же году, одной из первых в России, была открыта магистратура по направлению «Педагогика».
Обладатели первых магистерских дипломов
В настоящее время многоуровневая система реализуется в университете по 15 направлениям подготовки бакалавров и 8 направлениям подготовки магистров, как педагогического, так и непедагогического профилей. На каждом уровне обучения у студентов формируются общие и специальные компетенции, и по окончании подготовки они могут не только начать работать, но и продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Кроме того, внутри такой схемы обучения есть возможность для перехода с одной образовательной программы на другую или параллельного обучения по другому профилю внутри направления подготовки. Возникшая при этом внутриуниверситетская мобильность студента обеспечивает не только возможность удовлетворения его знаниевых потребностей, но и социальную защиту выпускника на рынке труда. Таким образом, многоуровневая система дает студенту возможность самостоятельно определять направление собственного образования, открывая перед ним перспективы самореализации.
Сегодня магистерская подготовка является мощным ресурсом для профессионального развития наших педагогов. Активно внедряются различные стратегии обучения: проектное, модульное, интерактивное, ситуационное. Около 400 магистрантов разрабатывают и реализуют многие значимые образовательные проекты.
– Известно, что в Нововаршавском филиале ОмГПУ также проводится набор по трем образовательным направлениям бакалаврской подготовки. Насколько востребованным оказалось открытие филиала и в чем специфика предоставляемых им образовательных услуг?
– При создании Нововаршавского филиала ОмГПУ предполагалось, что его развитие будет происходить на основе двух взаимосвязанных идей. Одна из них – идея «открытого университета». На базе филиала организована система представительств трех вузов, которая дает студентам возможность перехода после двухлетнего обучения не только в педагогический, но и в технический, аграрный, физкультурный университеты города Омска. В результате молодые люди имеют свободу выбора при получении высшего образования.
Студенты Нововаршавского филиала
Вторая идея, лежащая в основе развития филиала, – создание «сельского университета». Это необходимо, во-первых, чтобы приостановить отток молодых кадров из сельской местности. А во-вторых – чтобы активизировать молодых людей, привлечь их к реализации социальных проектов. Такая социально-проектная практика позволяет будущему специалисту попробовать свои силы в реальной, а не смоделированной ситуации.
– Важнейшим условием развития любого образовательного учреждения, определяющим его способность к освоению инновационных процессов, является информатизация. Что вы можете сказать об этом направлении деятельности вуза?
– Информатизация университета началась еще во второй половине 70-х годов прошлого века. Тогда в нашем вузе появилась – одной из первых среди педагогических вузов страны – кафедра вычислительной математики и программирования. Ее создал и возглавил профессор М.П. Лапчик, ныне академик Российской академии образования.
Лабораторная работа в компьютерном классе
Появление кафедры и постоянно развивающаяся компьютерная база положили начало информатизации вуза. Важнейшими направлениями стали научные исследования по формированию в стране системы подготовки учителей информатики. В первой половине 80-х годов в связи с ожидаемым введением в средней школе нового предмета «Основы информатики и вычислительной техники» именно в нашем вузе Министерство просвещения СССР ввело экспериментальные учебные планы подготовки учителей информатики как дополнительной к специальностям «Математика» и «Физика». После недолгой апробации эти учебные планы были утверждены министерством как типовые и в 1985 году переданы всем педвузам страны. На основе накопленного опыта и созданного комплекта оригинальных учебных пособий, изданного к этому времени массовыми тиражами в издательстве «Просвещение», в ОмГПУ в начале 90-х годов был разработан учебный план профильной подготовки учителей информатики. Первый в стране набор студентов на профильную специальность «Информатика» был сделан в составе математического факультета ОмГПУ в 1993 году. В 1994 году новая специальность «Информатика» была включена в Классификатор специальностей высшего педагогического образования, то есть получила официальный статус. Уже в 1995 году в ОмГПУ появился новый для педагогических вузов факультет – факультет информатики.
– В настоящее время для повышения качества образования в образовательных учреждениях все большую популярность приобретает E-learning – обучение с использованием электронных учебных материалов, ресурсов сети Интернет и мультимедийных технологий. Какая работа в этом направлении ведется в вашем вузе?
– В 2000 году в университете была создана новая организационная структура – Интернет-центр. В настоящее время Интернет-центр наряду с группой сетевого развития и администрирования сети включает отделы компьютеризации и информационно-методической поддержки обучения, функционал которых покрывает все основные направления технико-технологического обеспечения и учебно-методического развития процессов информатизации научно-образовательной и управленческой деятельности.
Отдел информационно-методической поддержки обучения
Параллельно растет парк персональных компьютеров ОмГПУ, сегодня он включает более 1100 ПК. Создано 36 кабинетов вычислительной техники, оснащенных мультимедийным оборудованием. Показатель обеспеченности «студент/компьютер» в настоящее время составляет десять к одному. Информационно-библиотечная служба университета насчитывает более 50 тысяч записей и отражает литературу, поступившую в библиотеку с 1990 года.
Текущей задачей вуза является плановый переход к персонифицированному обслуживанию запросов обучаемых с помощью создания мощного образовательного портала. Контент для него должен быть создан в результате методической работы кафедр университета и факультетских методических комиссий. Уверен, и с этой задачей наш коллектив справится!