Ведущие научные школы в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России (PDF, 7.17 Мб)
Развитие научных направлений
Научные коллективы, определившие основные направления научных исследований, складывались постепенно по мере развития университета. В научной работе в ОмГПУ всегда придерживались одного из принципов университетского образования – преподавать науки имеет право тот, кто сам занимается научными исследованиями. В настоящее время основные направления научной работы вуза достаточно полно отображают действующую номенклатуру научных специальностей, что соответствует статусу университета: представлены общественные и гуманитарные науки (философия, история, филология), естественные и математические науки (алгебра, радиофизика, биология, география), педагогические науки (общая педагогика, теория и методика профессионального образования, теория и методика обучения и воспитания).
В целях повышения эффективности выполнения научных исследований возникла необходимость сложившимся научным коллективам придать официальный статус научной школы. В такие школы были объединены научные коллективы, отличающиеся высоким уровнем научных исследований в признанном научном направлении, характеризующиеся устойчивостью традиций, преемственностью поколений в ходе подготовки научных кадров высшей квалификации, руководимые авторитетным ученым, имеющим степень доктора наук. Важными критериями были высокое качество исследований, подтверждаемое публикацией монографий и статей в рецензируемых научных журналах, патентами, финансированием из внешних источников, а также систематический характер подготовки научных кадров высшей квалификации (защиты докторских и кандидатских диссертаций), наличие прочных научных связей.
В настоящее время в университете сложились следующие научные школы:
Алгебра (руководитель – доктор ф.-м. наук, профессор Л.М. Мартынов): математики-алгебраисты исследуют фундаментальные вопросы теории групп. Объект изучения – универсальные алгебры, в частности полугруппы, группы, модули, кольца, а также многообразия этих алгебр.
Биология (руководитель – доктор биол. наук, профессор И.И. Богданов): биологические исследования представлены ботаникой, экологией, зоологией, микробиологией. Связующим звеном является экологическая проблематика. Биологами ОмГПУ была написана и подготовлена к печати Красная книга Омской области, продолжается работа по охраняемым территориям Западной Сибири.
Геоинформатика (руководитель – доктор ф.-м. наук, профессор П.П. Бобров). Научная школа объединяет несколько направлений: Основное направление исследований в области радиофизики – дистанционные методы получения информации для наполнения баз данных радио- и гидрофизических свойств почв сельскохозяйственного назначения. Результаты исследований публикуются в ведущих научных журналах, в том числе в зарубежных, получены патенты. П.П. Бобров является членом научно-технического совета Роскосмоса. Другое направление – физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов – развивается коллективом ученых под руководством доктора географических наук, профессора И.В. Карнацевича. В ходе работы над темой «Исследование и картографирование важнейших возобновляемых природных ресурсов Западно-Сибирской равнины» выполнен анализ существующих методов определения элементов водного и теплового балансов и исследования естественной тепловлагообеспеченности территорий.
Отечественная история (основатель – доктор истор. наук, профессор В.Н. Худяков): в центре внимания историков – преломление общероссийских общественных процессов девятнадцатого и двадцатого столетий в социальной среде Сибири. Значительные результаты получены в области исследования истории сельскохозяйственного предпринимательства.
Педагогика (руководитель – доктор пед. наук, профессор Н.В. Чекалева): предметом исследований и разработок ученых-педагогов являются модели учебно-методического комплекса, ключевые условия научно-методического и организационного обеспечения целевой подготовки студентов. В настоящее время одним из ключевых направлений является изучение взаимосвязи классической и постклассической дидактики высшей школы.
Психология (руководитель – доктор психол. наук, профессор А.С. Шаров): разрабатывается проблематика психологии личности.
Теория и методика обучения информатике и информатизация образования (основатель – доктор пед. наук, профессор, академик РАО М.П. Лапчик): коллектив ученых сосредоточил усилия на проблеме формирования ИКТ-компетенций участников образовательного процесса, внедрении электронного обучения. На базе научного коллектива создана Лаборатория инновационных технологий в образовании при Российской академии образования.
Теория и методика обучения математике (руководитель – доктор пед. наук, профессор В.А. Далингер): коллектив занимается проблемами становления и развития математической культуры учащихся, гуманизации математического образования.
Филология (основатель – доктор филол. наук, профессор М.С. Штерн): в научный коллектив объединены ученые филологического факультета. Народная культура Сибири изучается фольклористами. Предмет исследования литературоведов – историко-литературный процесс в его культурологическом измерении. Тематика исследований по русскому языку сконцентрирована на изучении образа человека в языковой картине мира. Общая тема объединяет проблемы антропоцентристской семантики, языкового сознания, языковых концептов.
Философия (основатель – доктор филос. наук, профессор Л.И. Чинакова, руководитель – доктор филос. наук, профессор С.Ф. Денисов): исследования охватывают проблематику онтологии, гносеологии и антропологии. Разнообразие исследований объединяется разработкой темы человека в контексте культуры.
Научная активность
Статьи преподавателей ОмГПУ в журналах, входящих в перечень ВАК:
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
259 | 199 | 263 | 222 | 290 | 323 | 326 | 341 | 353 |
Статьи преподавателей ОмГПУ в журналах, входящих в международные базы данных SCOPUS и Web of Science:
2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. | 2023 г. |
23 | 31 | 27 | 39 | 50 | 55 | 57 | 47 | 55 |