В преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне Омский государственный педагогический университет присоединяется к акции «Научный полк». В рамках акции мы поделимся значимыми историями о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также расскажем, как развивалась наука в тот непростой период.
Сегодня речь пойдет о студенте-лирике Омского педагогического института Сергее Алексеевиче Добронравове.
В анкете при поступлении в Омский педагогический институт Сергей Добронравов писал:
«Родился в 1921 году в Тобольске. Русский. Гражданин Советского Союза…С пятого по седьмой класс я учился в школе им. И.В. Сталина, где вел общественную работу по оформлению класса и школы. Работал в школьной стенгазете. В 1935 году наш класс перевели во вновь отстроенную школу № 38. Общественная работа тогда заключалась в написании и корректуре заметок в школьной газете. В десятом классе я вел литературный отдел газеты, 23 апреля 1938 года общим собранием первичной организации школы меня приняли в члены ВЛКСМ».
Сергей Алексеевич был способным студентом Омского педагогического института, неоднократно проявлявшим себя как в учебе, так и в театральной деятельности вуза. Он увлекался литературой и искусством, подавал большие надежды… Но будущее у него отняла безжалостная война.
Писатель Виктор Вайнерман пишет: «Казалось бы, нельзя назвать архивом материал о людях, павших смертью храбрых, когда им едва исполнилось по двадцать два… Но при всей типичности их судеб эти люди и этот архив – особенные. Три брата их было. Все трое ринулись в бой, когда над страной нависла беда. Пропал без вести старший – Борис. Погиб любимец матери Серёженька, ее надежда и гордость. Пять раз приходили похоронки на Владимира. Последняя пришла летом 1945 года. На этот раз она говорила правду… Десять лет после Победы ждала мать сыновей. Вернулся из троих домой один Борис. Остались на поле битвы два его младших брата, два молодых поэта… При жизни ни Сергей, ни Владимир не опубликовали ни одного стихотворения. Но именно рукописи стихотворений занимают самое большое место в архиве братьев. Они разные – по уровню исполнения и по сути своей. Почти профессиональные – у Сергея, ученические, очень юношеские – у Владимира. Но главное, на что обращаешь внимание, – это свое образное видение мира, умение смотреть на мир добрыми глазами и видеть то, что порой скрыто от всех. Почти с пяти лет стал писать стихи Серёжа. Рос он вдумчивым, внимательным, интересовался историей края, еще в школе задумал поэму о присоединении Сибири к России и заполнил черновиками этой поэмы добрую сотню страниц. Лирический герой его поэтических произведений – человек, бесконечно влюбленный в Сибирь, в ее богатейшую, первозданную землю. В душе Сергея Добронравова звучала особая музыка. Она слышна уже в ритмике первых стихотворений:
Капли звуков на сердце роняли
Торопливые звуки рояля.
В неожиданном искристом танце
Пролетали по клавишам пальцы.
То в стремительном вальсовом смерче,
То весеннего веянья легче!
Растворились последние звуки,
И легли утомленные руки,
Утонув в полированном мраке,
Отдыхая на глянцевом лаке…
Втиснув сердце в прохладу рояля,
Жду, как радости после печали,
Чтобы взглянули доверчиво, близко
Молодые глаза пианистки.
Эту музыку век бы я слушал,
Ей отдал несуразную душу!
В 1943 году лейтенант Сергей Добронравов добился наконец отправки на фронт. В письмах с фронта отразилось возмужание лирической музы поэта. В голосе его начинали звучать металлические нотки. Как будто литые, звучат строки неоконченного стихотворения:
Я воздух не люблю от взрывов зыбкий.
Мне ль упиваться музыкой пальбы?
Но я смотрю с хозяйскою улыбкой
На бронированные танковые лбы.
Не завершилось формирование поэтической индивидуальности Сергея Добронравова: он пал смертью храбрых в бою под Великими Луками».