После получения степени бакалавра и магистра каждый выпускник может продолжить обучение по аспирантской программе. Успешное окончание аспирантуры открывает путь к степени кандидата и доктора наук. Как и почему выпускники выбирают дорогу в аспирантуру? Кто их вдохновляет и какие предметы интересуют? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.
Наиболее загруженным, по словам начальника отдела аспирантуры и докторантуры ОмГПУ Ирины Мецевич, является 1 курс. Аспиранты сдают два кандидатских экзамена, зачет по педагогике и психологии и одновременно с этим ведут научную деятельность. На втором курсе – изучение дисциплины об информационных базах данных, два курса на выбор, работа над диссертацией и научно-исследовательская практика. Последний год - педагогическая практика и сдача кандидатского экзамена по специальности. Финальный семестр подразумевает защиту итогового научного доклада и обсуждение диссертации на кафедрах.
Оксана Володина, аспирантка кафедры педагогики:
В 1992 году окончила «Новосибирский институт инженеров водного транспорта» (сейчас Сибирский государственный университет водного транспорта - СГУВТ) по специальности «Эксплуатация водного транспорта». С момента окончания и по сей день преподаю дисциплины экономического цикла для студентов инженерных и управленческих направлений подготовки. Руковожу дипломными и выпускными квалификационными работами. Мне всегда был интересен поиск активных, игровых форм обучения, которые превращают занятие в процесс совместного творчества преподавателя и студента.
Являюсь заместителем декана по воспитательной работе на факультете управления водным транспортом. Курирую литературное студенческое объединение вуза. Поэтому мне интересны все формы внеучебной деятельности студентов.
В 2020 году поступила в Новосибирский государственный педагогический университет на магистерскую программу по направлению подготовки «Педагогическая психология»: почувствовала потребность в теоретических знаниях в этой области.
В НГПУ дисциплину «Методология и методы научного исследования» вела у нас Маврина Ирина Андреевна. Она вдохновила меня на то, чтобы накопленный опыт практической работы со студентами осмыслить в ходе научного исследования. Поэтому в 2021 году я поступила в аспирантуру в Омский государственный педагогический университет, чтобы заниматься научной работой именно под руководством Ирины Андреевны.
Сфера научных интересов у меня довольно широкая, поэтому мне трудно было выбрать направление исследования. Поскольку я занимаюсь воспитательной работой в вузе и на факультете, то решила в рамках магистерской (психолого-педагогической) работы исследовать тему адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе.
Одним из мощных факторов, влияющих на процесс адаптации молодого человека, является его интеграция в коллектив студенческой группы. В последнее время ценности коллективизма противопоставляются ценностям индивидуализма. Это влияет на процесс формирования коллективов студенческих групп. Поэтому в рамках диссертационного исследования в аспирантуре мне захотелось изучить этот вопрос, выявить, какие психолого-педагогические условия нужно создавать современным молодым людям для развития у них ценностей коллективизма, умения работать в коллективе и в интересах коллектива, способности брать на себя ответственность за коллектив. На мой взгляд, это основа для воспитания патриотизма.
Мне хотелось бы, чтобы результатом исследования в этом направлении стала система педагогической работы в моем вузе (СГУВТ), которая будет, в том числе, способствовать формированию и развитию коллективов студенческих групп.