Ирина Силантьева – студентка выпускного курса факультета истории, философии и права. Уже в детстве она была маленьким учителем: устраивала во дворе интеллектуальные конкурсы и давала своим друзьям разные задания. Теперь же девушка совмещает учёбу в Омском педагогическом и работу в омской школе № 81. О семейности факультетской среды, качествах настоящих педагогов и секретах успеха молодого учителя – в нашем интервью.
Какой ты была в детстве? Чем увлекалась, какие школьные предметы любила больше всего?
Я с детства была очень общительным ребенком, всегда умела находить общий язык и с детьми, и со взрослыми. Кроме этого, могу отметить еще и лидерские качества, любознательность. Мои педагогические задатки проявились задолго до того, как я поняла, что это станет моей профессией. По рассказам мамы, в детстве я любила организовывать ребятишек во дворе, давать им задания, устраивать интеллектуальные олимпиады. Уже тогда я составляла свои первые контрольно-измерительные работы. А моими любимыми предметами в школьные годы были история и, как ни странно, алгебра.
Кто из педагогов стал для тебя примером и наставником?
Моя любовь к истории сложилась благодаря двум учителям, которые встретились на моем жизненном пути. Это Евгений Михайлович Седельников, выпускник нашего истфака, который привил мне любовь к предмету, и Виктория Анатольевна Кудряшова, которая стала для меня примером. Она показала, каким должен быть педагог: любящим, человечным, современным и креативным.
Когда и почему решила поступить в Омский педагогический?
Мне всегда нравилась история, и, когда выбор встал между классическим, историческим и педагогическим образованием, я выбрала последний вариант, поскольку считала, что это удовлетворит мою жажду в изучении истории и я приобрету востребованную творческую профессию – профессию педагога.
Чем отличается жизнь студента факультета истории, философии и права от жизни студентов других факультетов?
На истфаке преподаватели с трепетом и любовью относятся к своим студентам, всегда поддерживают их и вдохновляют на новые свершения. У нас царит теплая, дружественная и в какой-то степени семейная атмосфера, которая располагает не только к учебе, но и к раскрытию лучших сторон своей личности. Дух истфака закладывается благодаря преподавательскому составу. Наши преподаватели являются образцами настоящих интеллигентов, учёных, педагогов с большой буквы.
Топ-3 самых ярких воспоминаний с учебных занятий и внеучебных активностей.
Первое место определенно занимает «День историка» – это совместный выезд студентов и преподавателей, на котором мы организуем квесты, стендапы, творческие сценки. Не могу не отметить посвящение в первокурсники – мероприятие, которое длилось четыре дня. Самым запоминающимся воспоминанием из учебной деятельности стало получение премиальных баллов по дисциплине «Теория государства и права» Татьяны Анатольевны Фроловой. На первом курсе эта дисциплина была самой сложной. Там с трудом удавалось заработать баллы, поэтому мы цеплялись за любую возможность. За что в итоге я получила дополнительные баллы? Необходимо было сфотографироваться на фоне праздничной ёлки с учебником ТГП, что я благополучно и сделала!
Что привело тебя в школу № 81?
Мой путь в профессию начался спонтанно. За пару дней до 1 сентября на 3 курсе мне позвонил мой будущий наставник – Виктория Анатольевна Кудряшова. Она сказала, что в школу срочно требуется учитель истории и обществознания. Всё произошло очень быстро. Меня хорошо мотивировали, говорили, что все будет хорошо и что будут помогать, поэтому я и согласилась. Мой профессиональный путь начался с небольшой нагрузки в полставки – 9 часов. Первыми моими учениками были шестиклассники.
Как тебе удаётся совмещать учёбу и работу в школе?
В моем случае все сложилось благоприятно, потому что я работаю во вторую смену: в первую половину дня учусь в университете, во вторую – нахожусь в школе. Здесь мне очень повезло, учебе это никак не мешает. Даже если есть какие-то вечерние пары, университет предоставляет право оформлять индивидуальный план и закрывать некоторые дисциплины в удобное для меня время.
Самое сложное – сделать первый шаг и влиться в новый темп жизни. Здесь мой совет таков: не нужно сразу брать полноценную ставку, лучше взять одну параллель и немного часов, а затем с каждым годом увеличивать нагрузку. Так произойдет постепенное погружение в профессию.
Расскажи о первом проведенном уроке. Как это было?
Я помню, что испытывала сильное волнение, даже когда составляла план-конспект урока, прописывала все мелкие детали. Поэтому на свой первый урок пришла во всеоружии. У меня все было подготовлено и расписано по минутам. Только одного я не учла: не учла, что в классе будут сидеть не идеальные примерные ученики, а настоящие и абсолютно непохожие друг на друга школьники. Как оказалось, это был не самый тихий класс в школе, поэтому все пошло не по плану.
Чему могут научить работа с детьми и сами школьники?
Можно научиться терпению, выдержке, спокойствию, искренности, непосредственному отношению к миру и открытому взгляду на него.
Каким, на твой взгляд, должен быть настоящий педагог?
На мой взгляд, в общечеловеческом плане это человек интеллигентный, воспитанный и высококультурный. Он стремится впитать в себя как можно больше знаний на протяжении всей своей жизни. Педагог – это человек, который любит, и любит в широком смысле этого слова. Любит детей, любит школу, любит предмет, любит дело, которому он служит. А ещё это должен быть современный человек. Учитель не имеет право отставать от своих учеников.
Если не секрет, где видишь себя через 5 лет?
Народная мудрость гласит: «Хочешь рассмешить богов, расскажи им о своих планах». Поэтому я об этом умолчу. Встретимся через 5 лет и узнаем!
Что можешь посоветовать ребятам, которые ещё в поисках себя и своего места в жизни?
Действовать здесь и сейчас, не ждать подходящего момента. Пробуйте, мечтайте, прислушивайтесь к себе и собственным желаниям, исследуйте свои интересы!