В честь Года педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ запустила медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскроем педагогический код и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Наталья Гапанович — учитель географии Академического лицея ОмГПУ. Сначала она работала в Омском государственном колледже торговли, экономики и сервиса, а потом её пригласили в лицей. Как наша героиня пришла к решению стать учителем, кто был для неё главным примером и как педагогическое образование помогает ей в жизни — обо всём этом читайте в нашем интервью.
Пожалуйста, расскажите о своём детстве. Каким оно было?
Детство моё прошло в обычном советском дворе с кучей детей и советскими играми. Мы играли в «Казаки-разбойники», «Семь плиточек», а по вечерам были посиделки, благодаря которым все обо всём знали. В общем, мои детские годы были классными.
Почему Вы решили стать учителем?
Учителем я решила стать с восьмого класса. Тогда к нам в школу пришёл новый учитель географии — Зинаида Егоровна Осипова. Мы были ужасным классом, нас никто не хотел к себе брать, но она за нас взялась и хорошо воспитала. И географию вела очень интересно: много рассказывала о своих путешествиях. Именно тогда я решила, что стану учителем. Повлияло ещё то, что во дворе я всегда играла с детьми младше себя. Играла с ними, обучала их.
Кто из учителей для Вас был главным примером и почему?
Если брать школьные годы, то это учитель физики Наталья Валерьевна Воронцова. Шикарный учитель, очень креативный, сейчас она работает директором школы № 103. И, конечно, мой классный руководитель Зинаида Егоровна. А если вспоминать студенческие годы, то Петр Владимирович Большаник. Он очень заводной и интересный, человек с хорошим чувством юмора. Яркая личность, которая действительно запомнилась.
Где Вы учились после школы? Какими были Ваши студенческие годы?
После школы я сразу поступила в Омский государственный педагогический университет в 1996 году. На тот момент это был ещё институт, но оканчивала я уже университет. Студенческие годы были замечательные, у нас был очень хороший поток, много молодых людей, большое количество выездов, практик. Мы устраивали посиделки у костра, вместе сплавлялись на лодках. Там, конечно, многие из нас и сдружились.
Что привело Вас в Академический лицей ОмГПУ?
В лицей я пришла в 2015 году, а до него работала в Омском государственном колледже торговли, экономики и сервиса, где обучала поваров, технологов, бухгалтеров. Там пробыла около десяти лет и ушла в декрет. Затем, когда нужно было оформлять ребёнка в школу, я поняла, что обычная школа не подойдёт, и начала искать частные. Поработала немного в одной частной школе, а потом меня пригласили в Академический лицей. С тех пор я и работаю в нём.
Чем лицей, на Ваш взгляд, отличается от других образовательных организаций? Какие лицейские традиции Вам особенно нравятся?
В лицее меня удивила форма организации образовательного процесса. Ещё там учатся дети, которых можно назвать неудобными: это одарённые дети, дети с индивидуальными особенностями. Они мотивируют прокачивать свои профессиональные навыки, поднимать свою планку: очень хочется их научить, и когда ставишь такую цель перед собой, то сильно развиваешься. Ты начинаешь проявлять креатив, придумывать новые формы обучения. В моменты, когда они загораются, испытываешь невероятный восторг.
Как изменила Вас работа в лицее? Что нового она привнесла в Ваши будни, чему научила?
Работа в лицее очень изменила мою профессиональную деятельность. Я начала понимать, что учитель, преподаватель, педагог — это человек, который никогда не останавливается на достигнутом. Каждый день у него появляется какая-то новая цель, новая задача, желание изменить образовательный процесс к лучшему. А если им руководит такой же окрыленный и вдохновленный человек, то он заряжается этой энергией и идёт вперёд.
Хочется быть успешным, находить новые варианты обучения, по-новому выстраивать занятия, идти дальше. Такая возможность в нашем лицее действительно существует, и при желании можно раскрыться на все 110 %. Я очень благодарна тому, что, когда я предлагаю много разных идей, мне отвечают: «Время на реализацию обязательно найдётся, всё получится». И действительно получается! Задумок правда очень много, а реализовать их у меня вышло и выходит только в лицее.
Что самое главное в труде учителя, на Ваш взгляд?
Я бы не сказала, что это труд. Учитель — это человек, который проживает свою жизнь разными жизнями и разными историями. Учитель — это человек, у которого большой багаж знаний и опыта, благодаря которому можно даже создать целую библиотеку воспоминаний. Для каждого учителя будет своя библиотека, она будет шикарной и интересной, но при этом останется своеобразным квестом со своими сложностями. Учитель — это человек, который несёт свет, добро и желание что-то делать. Когда ты видишь, что у тебя это получается и дети идут за тобой, это ни с чем не сравнимое ощущение. Когда я получаю отдачу, всегда себе говорю: «Ты здесь, ты должна и можешь, у тебя всё получается, и ты всё делаешь правильно». Когда видишь интерес со стороны учеников, то понимаешь, что воплощаешь в себе образ учителя — человека, который привносит многое в детскую жизнь.
Как педагогическое образование может помочь в повседневной жизни?
В повседневной жизни учитель — это универсал. По жизни это человек, которому очень повезло. Учитель — это человек, который может проявить себя абсолютно в любой сфере. Он из любой ситуации найдёт выход. Настоящий учитель — это совершенная личность, которая не потеряется ни в одном мире, ни в одной профессии. То есть если ты настоящий учитель, то тебе просто очень повезло, потому что ты можешь всё.
Что Вы можете посоветовать нашим читателям, которые находятся в поисках себя?
Я бы посоветовала ни в коем случае не бояться, искать, пробовать, утверждаться, креативить, прокачивать себя в определенных ситуациях, тренингах, семинарах, находить для себя какие-то практики. Любой опыт, любая практика дают новую ступеньку, которая поднимает тебя всё выше и выше к совершенству. Главное — не останавливаться.