Анастасия Махиборода – выпускница профиля «География и ОБЖ» факультета естественнонаучного образования ОмГПУ. Сейчас она совмещает работу в гимназии № 115 и обучение в магистратуре по направлению «Географическое образование». Совсем недавно Анастасия в составе команды от Омского педагогического приняла участие в I Всероссийском слёте учителей географии. Как наша героиня пришла к профессии учителя, с какими трудными и приятными моментами сталкивается молодой педагог, каково быть классным руководителем – читайте в нашем интервью.
Расскажите, были ли в детстве мысли стать учителем?
Конечно. Я всегда играла в школу с настоящей доской и мелом. До сих пор помню: передо мной сидит целый класс воображаемых детей, и я усердно поучаю их. А учила я своих подопечных тому, что нам задавали учителя в настоящей, невыдуманной школе.
Почему выбрали ОмГПУ и географический профиль для поступления? Были ли иные варианты?
Кроме педагогического направления я подавала документы на актёрское мастерство. Всё было серьёзно: проходила вступительные испытания и в ОмГПУ, и в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Для зачисления на бюджет в ОмГУ баллов немного не хватило, поэтому мне звонили оттуда и предлагали поступать на театроведение. Но к тому времени я уже знала, что поступила в педагогический. Тогда мне и пришла в голову мысль: значит, моя судьба – учиться здесь.
Несмотря на то, что моя душа активно тянется к творчеству, его можно сполна реализовать в образовательном процессе. Даже то же актерское мастерство тут успешно применяется и помогает. Так что на данный момент моё место в педагогической, учительской среде. Я нашла себя здесь.
Как учеба в Омском педагогическом в целом отразилась на Вас? Что запомнилось больше всего?
Один из немаловажных аспектов – это то, что у меня есть диплом, позволяющий гарантированно трудоустроиться практически в любое учреждение. Кроме того, я продолжаю обучение в Омском педагогическом. Как же мне помог и помогает университет? Он вложил в меня большинство тех знаний, которые я могу использовать на практике в своей работе. Разумеется, быть учителем в школе и учиться в педагогическом вузе – это немного разные вещи. В ходе обучения преподаватели рассказывают нам, к чему нужно быть готовыми, как составлять конспект урока, то есть раскрывают структурные, формальные моменты деятельности учителя. А непосредственно в учительском деле есть вещи, о которых мы не говорили в университете, но так даже интереснее. Благодаря этому узнаю что-то новое, занимаюсь самообразованием.
В частности, магистратура уже дала мне многое: я участвовала в разных конференциях, побывала в разных городах нашей страны, увидела много масштабных мероприятий. На слете учителей географии я оказалась благодаря своей коллеге Галине Ивановне Саренко. Теперь вот могу сравнивать города, их инфраструктуру, особенности местных жителей. Очень здорово!
Что привело Вас в гимназию № 115?
Я устроилась сюда в прошлом году благодаря своему преподавателю Петру Владимировичу Большанику. Он направил меня сюда, и вот уже второй год работаю с учениками этой гимназии.
Как прошёл первый год после трудоустройства?
Он был достаточно тяжелым, ведь я многого не знала. Во время университетской практики за тобой присматривает учитель-предметник, за которым ты закреплен, а тут иное, потому что ты отвечаешь сам за себя.
Из интересных и сложных моментов могу отметить, наверное, подготовку к олимпиадным работам. Была масса вопросов: как это проводится, заполняется, контролируется? А самым трудным было, пожалуй, выставление оценок. Казалось, что если поставишь двойку, то обрушится весь мир, придут возмущенные родители и ребенок со слезами на глазах. Но в этом году я стала строже, потому что уже многих знаю и понимаю, каков их потенциал в учебе. С опытом страх уходит.
Чему за время работы успели научить Вас подопечные?
В новом учебном году взяла классное руководство, что, кстати, мне во многом помогло. Сперва боялась, ведь одно дело, когда ты просто предметник, а другое – когда ты ответственен за целый коллектив, за поведение детей и работу с родителями. А теперь у меня есть опора в виде тех же родителей моих ребят, администрации гимназии и самих учеников. Они машут, бегут обниматься, говорят, что любят меня. В такие моменты просто таешь.
Знаете, они научили меня не отчаиваться. Научили проще относиться ко всему происходящему. Будто говорят каждый день: «Если есть что-то плохое, есть и хорошее».
Как Вам удается удерживать внимание учеников? Есть какие-то лайфхаки и приемы, которыми пользуетесь?
Как молодому специалисту, для меня непросто удерживать внимание на себе. Есть дети, которые ведут себя плохо, и приходится обращаться к классному руководителю. Так не хочется писать докладные, но у нас это своеобразный воспитательный момент. Стоит отметить, что такие меры помогают, нарушители дисциплины потом извиняются и ведут себя гораздо спокойнее. Но есть и те ребята, которые увлеченно наблюдают за тобой, внимательно слушают, ловят каждое слово, даже когда ты просто ходишь и, жестикулируя, объясняешь тему.
Наверное, стоит использовать метод активного обучения, вводить игровые элементы. Недавно решила проверить знания учеников 8 класса и провела «Свою игру» в географической версии. Так вот, многие остались довольны. Потом во время рефлексии писали на стикерах, что это намного лучше обычных контрольных.
Если не секрет, где видите себя через 5 лет?
Однозначно ответить на этот вопрос я затрудняюсь, но пока скажу так: на данный момент точно остаюсь в педагогике и в этой гимназии. Почему? Во-первых, из-за детей и их отношения ко мне, во-вторых, из-за коллектива, который меня поддерживает, и из-за администрации школы. Хочу сказать им огромное спасибо за то, что они всегда рядом и готовы ответить на любые вопросы в минуты, когда начинаешь сомневаться в себе и теряться.
Что можете посоветовать ребятам, еще ищущим дорогу в большую жизнь?
Все зависит от того, к чему человек склонен. В приоритете должен быть личный интерес. Если интересна педагогика, надо продолжать обучаться, работать в этом русле. В общем, нужно быть целеустремленным в том направлении, которое тебе близко. Не получается сейчас – получится потом.