В честь Года педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ запустила медиапроект «Педагогический код» о выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскроем педагогический код и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Выпускница Омского педагогического Наталия Борисова посвятила свою жизнь работе в образовании. Сначала она была учителем биологии, химии и технологии в Цветнопольской школе Азовского района, потом стала преподавателем биологии и завкафедрой в Институте развития образования Омской области, а сейчас она преподает биологию в Омском кадетском корпусе. Стаж её работы в образовательной сфере – более 20 лет.
Ваши родители всю жизнь посвятили Цветнопольской школе. Хотели ли Вы в детстве продолжить семейную педагогическую династию?
Сколько себя помню, я всегда хотела быть учителем. У меня только менялись направления. В начальной школе хотелось быть учителем начальных классов. В пятом классе я осознала, что это большая ответственность – задать направление жизни ребенку. У меня были глобальные мысли и уверенность в том, что именно от учителя начальных классов зависит, как ребенок будет думать, как писать, как читать. В пятом классе я решила быть учителем литературы. Мама не хотела для меня такой тяжёлой нагрузки, связанной с проверкой тетрадей, хотя все время я помогала ей проверять тетради по русскому и литературе. Когда началась физика, мне захотелось быть учителем физики. Последним новым предметом в школе стала химия, поэтому я твердо решила, что буду учителем химии.
Я не представляла себя вне учительской среды. Она была такой родной и понятной, что мой выбор был очевиден. Помню, в детстве мы с братом и сестрой мечтали, что, когда вырастем, создадим свою школу: папа будет директором, а мы все будет преподавать разные предметы. Признаюсь, до сих пор не понимаю, почему я одна пошла по стопам родителей, а брат и сестра выбрали другие сферы.
И в итоге после школы Вы поступили на учителя химии?
Да, я окончила Омский государственный педагогический университет и получила образование учителя химии и технологии.
Когда в Вашей жизни появилась биология?
Сначала в Цветнопольской школе и потом в омской гимназии № 26 я вела еще уроки биологии. В 2016 году на конкурсе «Учитель года» в Омске я давала открытый урок по биологии, и тогда профессор ОмГПУ Аркадий Аркадьевич Петрусевич, который был в жюри, порекомендовал мне получить образование именно по биологии. Так в 2018 году я оказалась снова в Омском педагогическом в магистратуре. Мой научный руководитель, доктор педагогических наук Елена Николаевна Арбузова порекомендовала мне параллельно поступить в аспирантуру. Я начала писать кандидатскую диссертацию. Потом моя наставница перешла в другой университет, и я перевелась вместе с ней в Москву. Именно поэтому моя защита прошла там.
Чему была посвящена Ваша диссертация и как прошла защита?
Моя кандидатская посвящена формированию информационной культуры старшеклассников с помощью мобильных технологий на уроках биологии. В своей научной работе я отвечаю на вопрос, как совместить на занятии традиционные средства обучения с современными цифровыми технологиями. К примеру, сейчас на занятиях с кадетами я использую микроскопы с цифровыми камерами. Это настоящее чудо, с помощью которого можно на большом экране рассматривать то, что видно в микроскоп. Также мы работаем с интерактивной панелью, которой можно управлять из любой точки класса благодаря мобильному приложению.
На защите переживала, честно скажу. В диссертационном совете большинство людей в возрасте. Обычно они очень настороженно относятся к новым средствам обучения. Моя работа вызвала бурное обсуждение, из которого я поняла, что многие ученые положительно относятся к современным цифровым технологиям на занятиях. Дистант показал необходимость развития этого направления в образовании. Признаться, я с непониманием отнеслась к недавно введенному запрету телефонов на уроках. Это осложнило некоторые части учебного процесса.
На защите было очень интересно встретить известных ученых-биологов. К примеру, Владимира Васильевича Пасечника – автора школьных учебников по биологии, Сергея Витальевича Суматохина – главного редактора журнала «Биология в школе».
Что привело Вас в Омский кадетский корпус?
В 2020 году в Кадетском корпусе шел набор учителей биологии. Я подала заявление, прошла конкурс и попала в коллектив. Сейчас веду уроки биологии для учеников 5, 6 и 10-х классов. В Кадетском корпусе дают небольшую нагрузку. Это очень правильное решение, ведь у педагогов есть возможность качественно готовиться к урокам, разрабатывать интересные задания и проводить занятия на высоком уровне. У меня нагрузка 20 часов в неделю, и я могу качественно заниматься предметом и уделять время ученикам.
Кроме того, после уроков у кадетов есть свободное время, в которое многие приходят ко мне на дополнительные занятия. Каждый год сразу несколько кадетов выбирают биологию для сдачи экзамена. С ними мы занимаемся дополнительно. Недавно у нас появился манекен для сердечно-легочной реанимации, и вот мы с ребятами отрабатываем новые навыки после уроков.
Когда Вы готовитесь к урокам?
Вечерами дома. Бывает прихожу в Корпус пораньше, часам к семи утра, и готовлюсь. Такой график у меня появился благодаря моему 23-летнему опыту работы.
До работы в Кадетском корпусе Вы возглавляли кафедру естественно-географического образования в Институте развития образования Омской области и работали с учителями. Почему решили вернуться к работе с детьми?
На все методические разработки и планы по развитию биологического образования в регионе, которые создавались в ИРООО, я всегда смотрела глазами школьного учителя, перед которым поставят эти задачи. У меня большой опыт работы в сельской школе. У учителей в регионе грандиозная нагрузка. Когда представляла, что учитель вдобавок к своей работе получит еще дополнительные задачи, у меня возникало внутреннее возмущение. Я посчитала, что всё, что делалось мной тогда, не имеет большого смысла и нужной эффективности, именно поэтому решила вернуться к работе с детьми. Отработав год с кадетами, я поняла, что поступила правильно.
Чему Вы посвящаете свободное от работы время?
Ловлю себя на мысли, что каждую свободную минуту я поглощена придумыванием интересных заданий для своих учеников. Все мысли всегда крутятся вокруг учительства.