В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Ольга Троцкая окончила художественно-графический факультет ОмГПУ. Более 25 лет трудится в сфере образования. Сейчас она работает заместителем директора по учебной работе Омского авиационного колледжа имени Н.Е. Жуковского. Мы говорили с педагогом о том, как выбрать профессию сердцем, найти себя и быть счастливым. Обо всем этом – в нашем интервью.
Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким оно было, о чём мечталось, кем хотелось стать?
С самого детства я была окружена педагогами, так как выросла в семье педагогов. Я всегда знала, что это нелегкий труд. Моя бабушка – учитель русского языка и литературы, всю жизнь проработала в школе, с детства привила мне интерес к стихам, зародила во мне любовь к прекрасному, отвела в художественную школу. Мама – учитель математики и информатики, является почетным работником системы профессионального образования, много лет проработала в колледже завучем. Эти родные люди были для меня всегда примером. И сейчас спустя много лет я понимаю, что они вложили в меня слова Цицерона: «Человеческий ум воспитывается учением и мышлением». С тех пор я постоянно учусь сама и учу других.
Кто из школьных учителей был для Вас примером и наставником?
С пятого класса мой классный руководитель Вера Юрьевна Кабакова была тем человеком, который учил нас жить, мыслить и рассуждать, она привила мне любовь к художественному слову. Благодаря ей мы смогли определить свои ориентиры на будущее, с ними мы выросли и стали взрослыми. Строгий, требовательный, знающий и всегда владеющий ситуацией учитель.
Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор специальности?
В школе я всегда была активным участником и организатором различных мероприятий, мне нравилось писать сценарии, придумывать конкурсы, взаимодействовать с людьми, побуждать их к действию. Выбор, куда пойти учиться, у меня не стоял, поскольку я с детства занималась изобразительным искусством и мечтала быть дизайнером. Тогда, в далеком 1996 году, это было возможно на художественно-графическом факультете ОмГПУ, но жизнь все изменила.
На какие занятия нравилось ходить больше всего?
Самым крутым педагогом на худграфе был Сергей Николаевич Краморов. Он учил нас конструктивно мыслить, вести диалог с собой, чтобы законы мироздания помогали нам творить. Позже пришло осознание, что все в жизни неслучайно и взаимосвязано. Это мне очень помогло в моем дальнейшем развитии. Закончив университет, я пошла учиться в магистратуру. Там был педагог, который определил поле моей научной деятельности. Тогда я попала на кафедру к профессору, доктору педагогических наук Шипилиной Людмиле Андреевне. Опытный наставник и методолог, подготовивший немалое количество кандидатов наук, виртуозно раскрывал во мне исследовательские умения, так я защитила кандидатскую диссертацию. Параллельно с этим прошла обучение по президентской программе подготовки управленческих кадров. Это и определило мою дальнейшую деятельность как руководителя. Мне хотелось выстроить технологию обучения педагогов, сопровождать, создавать условия для профессионального развития каждого и добиваться результатов. Такая интенсификация обучения помогает быстро концентрироваться, развиваться и двигаться вперед.
Когда вы впервые попробовали себя в педагогической практике?
Я с 3 курса начала преподавать в колледже. Со мной всегда были грамотные наставники, которые обучали меня педагогическому мастерству. Моя деятельность только тогда начала приносить удовольствие, когда я увидела первые результаты своих студентов на научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах. Когда твои ученики становятся взрослыми и, встречая тебя за тысячу километров от дома, говорят «здравствуйте» и «спасибо», это дорогого стоит.
Как педагогическое образование помогает в повседневности? Ради чего стоит поступать в педагогический вуз?
Педагогическое образование помогает, прежде всего, брать на себя ответственность за себя и за других. Педагог, работая с настоящим, формирует будущее. В обучении нет ограничений по времени или возрасту. Пока я сама учусь, я могу обучать других.
Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые ещё ищут свою профессиональную стезю?
Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. Не устаю повторять, что дорогу осилит идущий!