Филологическое образование стало для Светланы Троян хорошим подспорьем в реализации собственных идей и планов. Будучи выпускницей-бакалавром Омского педагогического, Светлана впоследствии окончила магистратуру, а также аспирантуру на родном факультете и стала кандидатом филологических наук. Сейчас наша героиня работает учителем русского языка и литературы в омской школе № 144 и признаётся, что не представляет без неё своей жизни. О тернистом педагогическом пути, о студенческих годах и незыблемых ценностях учителя – в этом интервью.
Расскажите, были ли в детстве мысли стать учителем? Если нет, то кем мечтали стать?
Я с детства мечтала быть учителем. Сначала просто играла в школу. У меня в комнате висела настоящая школьная доска! Но осознание того, что я хочу быть именно учителем русского языка и литературы, пришло позже, и большую роль в этом сыграла личность моей учительницы, Бош Марины Николаевны, которая сейчас является моей коллегой. Под руководством Марины Николаевны я неоднократно становилась победительницей школьных и региональных конкурсов сочинений. Именно она привила мне любовь и интерес к языку и русской литературе.
Почему выбрали ОмГПУ и филологический факультет для поступления? Были ли иные варианты?
Вариантов не было. Был сразу ОмГПУ. Только вот, как ни странно, я поступила на исторический факультет, а не на филологический. Но, проучившись на истфаке всего 2 недели, я перебежала на этаж ниже, на филфак, о чем ничуть не жалею.
Пожалуйста, поделитесь двумя-тремя яркими моментами из своей студенческой жизни.
На самом деле больше вспоминается, как мы постоянно читали. Совместными усилиями искали книги, ведь интернета у нас тогда еще не было, поэтому достать книгу было проблематично. От книг мы отвлекались только на физкультуре – эти занятия невозможно забыть! Мы тренировались под песни группы ABBA.
Ярких моментов было много. Запомнился выезд в «Иртышский» на 2 курсе, где мы соревновались с историческим факультетом, фольклорная практика, практика на 4 и 5 курсах, которую я проходила в гимназии № 26 под руководством замечательных педагогов.
Когда к Вам пришло решение поступать в аспирантуру? Каковы Ваши научные интересы?
Я люблю учиться. Сразу после получения диплома магистра подала документы на поступление в аспирантуру. Начало моей научной работы было положено еще на 3 курсе, когда под руководством Светланы Евгеньевны Мыльниковой я писала курсовую работу, посвященную изучению политической метафоры в СМИ. На 5 курсе эта работа выросла в бакалаврскую дипломную работу, а после и в магистерскую диссертацию. Моим научным руководителем была Юлия Юрьевна Литвиненко. Потом я сдала кандидатские экзамены и под чутким руководством Натальи Дмитриевны Федяевой начала писать кандидатскую диссертацию «Концептуальная оппозиция больной - здоровый как векторный скалярно-антонимический комплекс». В 2017 году состоялась успешная защита нашей работы. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить моих чудесных научных руководителей!
Как сложилась Ваша профессиональная жизнь во время обучения и сразу после выпуска?
На 4 курсе я устроилась работать в колледж при СибГУФК. К сожалению, ездить приходилось очень далеко, и я решила на время обучения в магистратуре поработать в школе №144, выпускницей которой являлась. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
Если человек приходит работать в школу, то у него есть только два пути: либо задержаться в ней надолго, потому что школьная жизнь действительно по-хорошему затягивает, либо быстро уйти и не возвращаться. Меня школа затянула, я не представляю без нее своей жизни. Не было ни дня, когда я не хотела идти на работу. Сейчас как никогда для педагога открывается очень много возможностей для творческого и профессионального развития. За 12 лет работы в школе я успела защитить диссертацию, дважды стать участником и призером профессионального конкурса «Учитель года», поучаствовать с ребятами во многих конкурсах регионального и всероссийского уровня. У нас в школе замечательный коллектив, а ещё прекрасные дети!
Чему Вас учат Ваши подопечные?
Мои ученики учат меня радоваться всему вокруг, смеяться, творить, любить жизнь! У детей не бывает плохого настроения. Дети – это мои батарейки, они дают мне энергию, постоянно генерируют идеи, которые мы вместе воплощаем в жизнь. Сейчас мы с выпускниками ведем совместный телеграм-канал «Готовимся вместе», где публикуем короткие обучающие и юмористические видео, посвященные изучению художественных произведений или трудным заданиям ЕГЭ по русскому языку. Эта работа нас по-настоящему сплачивает.
Пожалуйста, дайте свой экспертный совет: как можно завоевать доверие детей и удержать их внимание на учебном предмете?
Я думаю, определенного совета здесь нет. Нужно просто любить свой предмет и любить детей. На каждом уроке нужно быть актёром и не бояться выражать свои эмоции.
Сама очень долго боролась со своей эмоциональностью, пыталась стать настоящим строгим учителем. Сейчас понимаю, что зря. Не нужно притворяться, дети это чувствуют. Когда вы сами честны перед собой и перед детьми, тогда и дети к вам тянутся. И ничего завоевывать и удерживать не приходится.
Помогает ли Вам педагогика вне стен школы? Если да, то как именно?
Конечно помогает! В воспитании своего сына. И в воспитании учеников, и в воспитании своего сына я стараюсь следовать совету Шалвы Амонашвили: «Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам». Поэтому в первую очередь педагогика для меня – это любовь, а уже потом – методы.
Что можете посоветовать нашим читателям, еще ищущим дорогу в большую жизнь?
Тем, кто только планирует поступать, выбирает будущую профессию, я хочу посоветовать слушать себя, свое сердце. Можно поступить в самый престижный вуз, занимать высокую должность, но быть глубоко несчастным человеком, потому что это работа не по душе.
Ну а выпускникам ОмГПУ я хочу пожелать не бояться идти в школу. Это удивительный, полный ярких моментов и удивительных историй мир. А ещё современная школа – это большие возможности для молодого педагога!