В Омский педагогический Дмитрия Копыткова привела любовь к истории. Тогда он не думал о педагогике и хотел найти место, в котором его научили бы понимать историческую науку. Теперь Дмитрий работает учителем истории и обществознания в Красноярской школе. Кроме того, в этом году он вошёл в тройку лидеров конкурса «Учитель года России» в Омской области. Мы поговорили с Дмитрием о его профессиональном пути и узнали о том, что мотивирует учителя на поиски новых идей и как педагогическое образование помогает раскрывать внутренний потенциал.
Когда Вам нужно было принять решение о выборе будущей профессии, почему решили остановиться на профессии педагога?
Обучаясь в школе и даже на первых курсах университета, я ещё не знал, буду ли педагогом. На истфак Омского педагогического я пошёл больше из-за любви к истории, нежели из-за желания быть учителем в будущем. За годы обучения для меня открывались две перспективы: продолжить обучение в аспирантуре и пойти в науку или начать работать учителем. Так как в магистратуре у меня уже сформировалось представление, чем занимается ученый-историк, я решил посмотреть на профессию педагога в длительной практике. Она оказалась увлекательной и дала возможность продолжать занятия историей.
Есть ли преподаватель, который послужил для Вас примером?
На каждом курсе и даже в каждом семестре были свои герои. У всех преподавателей можно было научиться тому, что пригодится не только в профессии, но и в жизни. Пожалуй, расскажу немного о каждом из тех, кто повлиял на меня.
Галина Анатольевна Синельникова. Лекции всегда отличались четкой структурой и логичностью. Её скрупулезное отношение к источнику и структуре текста во многом повлияли на мои дальнейшие исследовательские навыки. Многочисленные беседы с ней по различным проблемам истории и историографии сформировали представления о научной этике историка.
Евгения Юрьевна Навойчик. На своих занятиях она ставила интересные проблемные вопросы. Часто после её лекций приходилось о многом задумываться. Это заставляло садиться за книги, искать ответы, а если все-таки не удавалось докопаться до истины, то хотя бы объяснение находилось и ты успокаивался. По окончании её курсов и дисциплин я понял: её главная методика – подтолкнуть студента на самостоятельный поиск ответа.
Юрий Викторович Маковский. Пожалуй, никто на факультете не знал зарубежную литературу лучше него. Также он любил шутить в адрес студентов. И шутки были просто искрометными и по-настоящему интеллектуальными.
Татьяна Анатольевна Сабурова. Татьяну Анатольевну отличало особое умение слушать студентов. Она никогда не переводила рассуждения в спор, а пыталась показать право на существование разных точек зрения в истории. Демонстрировала, насколько по-разному можно написать историю какого-либо периода, насколько можно переиначить факты и насколько сложным могут быть диалог и научные баталии среди историков. Одна только норманская теория чего стоит!
Виктор Александрович Зубачевский. Благодаря Виктору Александровичу я освоил культуру публичных выступлений на конференциях. Для его речей была характерна логичная последовательность рассуждений по проблемам, которыми он занимался. Эти рассуждения не были голословными, они всегда опирались на достоверные факты и источники.
Иван Иванович Кротт. Иван Иванович всегда отличался оптимизмом, что бы не происходило вокруг. Хорошее чувство юмора и, конечно, его талант общения со студентами запомнились мне больше всего.
Виктор Николаевич Худяков. Его лекции – это целое искусство. Полтора часа проходили на одном дыхании. А семинары всегда наводили порядок в голове. То главное в методологии истории, что описывалось разделами и главами, он объяснял несколькими предложениями и буквально вкладывал всё это в наши головы.
Какими запомнились для Вас студенческие годы?
Из мероприятий запомнились выезд на день историка в санаторий «Иртышский», посвящение первокурсников. А когда я начал понимать историю как науку, то стал принимать участие в ежегодной научно-практической конференции, проведение которой также являлось традицией.
Без сомнения, студенческие годы – одни из лучших лет жизни. Первый опыт самостоятельной жизни, новые друзья, общение с интересными людьми... Запомнятся они мне как годы поиска, открытий и обретения ценностей.
Во время конкурсов какие испытываете эмоции и возникает ли азарт?
Эмоции самые разнообразные: волнение, иногда беспокойство по мелочам. Но это всё возникает в самом начале, на стадии планирования. Когда приступаешь к реализации, тогда и появляется азарт, какая-то энергия, а в конце ждёт приятная усталость и спокойствие от осознания, что ты это сделал.
Какие эмоции Вы испытываете во время открытых уроков?
Если говорить о конкурсных уроках, то я испытываю спокойствие. Всё моё внимание уделяется работе с детьми, будто в классе больше и никого нет. В общении с ребятами для меня важны настоящие чувства и эмоции. Например, конкурсный урок на «Учителе года» прошёл на одном дыхании. Ученикам было интересно, что мне, учителю, было очень приятно видеть.
Что мотивирует Вас на начало нового дня?
Желание сделать что-то полезное для себя, семьи и общества.
Часто ли Вы общаетесь с учениками на темы, которые не касаются уроков?
Да, такие разговоры случаются. Чаще на эти темы я разговариваю со старшеклассниками. Их волнуют вопросы, которые на уроках не обсуждаются или обсуждаются мало. Темы самые разные: отношения с родителями, с окружающими людьми, с противоположным полом, будущее студенчество и т. д. Бывает, что мы беседуем о кино, музыке, искусстве в целом. Такие разговоры в правильном русле – немаловажная часть воспитания.
Какой совет можете дать родителям школьников?
В первую очередь любить ребёнка. Быть для него не только родителем, но и другом. Верить в силы и возможности ребёнка, поддерживать его. А ещё крайне важно не делать детей продолжением себя и своих нереализованных амбиций.