В Омский педагогический Ксения Баженова попала не сразу, однако любовь к рисованию и творчеству в конце концов привела её на факультет искусств. Сейчас девушка занимается созданием портретных кукол известных личностей, работает над персонажами для художественных выставок и задумывается о собственной мастерской. О преимуществах обучения в ОмГПУ, о путешествиях в поисках вдохновения и о том, что делать, если уже стал мастером своего дела, – читайте в интервью.
О чём Вы больше всего мечтали в детстве? Сбылась ли эта мечта?
В детстве я мечтала стать археологом. Особенно меня привлекала история Древнего Египта. Перечитала, наверное, все книги и энциклопедии, которые были представлены в местной библиотеке. Археологом не стала, хотя была такая возможность, но воочию увидела экспонаты, представленные в залах Эрмитажа: огромные саркофаги, фрагменты фресок, глиняные сосуды, украшения и даже настоящую мумию. Думаю, можно считать, что мечта сбылась.
Как давно в Вашей жизни появилось творчество?
В детстве я всегда много рисовала, лепила, делала коллажи, шила одежду для кукол. А в 13 лет мама отдала меня в художественную школу. В общем, я иду с творчеством по жизни довольно долго.
Почему Вы приняли решение поступать в Омский педагогический? Были ли другие варианты?
Я всегда знала, что буду поступать либо на дизайнера-модельера в тогдашний ОГИС, либо на худграф в ОмГПУ. А потом как-то так вышло, что любовь к истории меня заставила всё поменять, и я пошла учиться на исторический факультет в ОмГУ им. Достоевского. Там было безумно интересно: умнейшие именитые профессора, занимательные лекции и любимая этнография с археологией. Но после года обучения я оттуда ушла и поступила в ОмГПУ на специальность «Изобразительное искусство и методики его преподавания в школе», поскольку прислушалась к себе и поняла, что к рисованию меня тянет больше, а любовь к истории всегда будет со мной.
Пожалуйста, поделитесь двумя-тремя наиболее запомнившимися моментами из студенчества.
Вообще считаю, что мы не в полной мере ощутили все прелести студенческой жизни. Я пошла на заочку и устроилась на работу. Я хваталась за все возможности как можно больше получить из учебы. Разумеется, у нас были такие же заинтересованные ребята, как я, и, наверное, мы почувствовали атмосферу студенчества, когда писали дипломные работы по живописи: постоянно проводили время в аудиториях, вместе рисовали, обедали в столовой, помогали друг другу советами. Было весело и дружно.
В чём, на Ваш взгляд, изюминка факультета искусств ОмГПУ?
Мне нравится наш факультет. Он повидал много нестандартной молодёжи, которая, несмотря на владение сильной и нужной для художника академической базой, всегда могла привнести что-то креативное. Я знаю много талантливых выпускников, которые добились признания и развиваются дальше в своём творчестве. Учёба на факультете искусств – это хорошая первая ступень, позволяющая впоследствии самому выстраивать дальнейшее образование и идти своим путем. Это классический фундамент, на который будут наслаиваться дополнительные знания. Большим плюсом является педагогическое образование, которое может пригодиться в преподавании.
Наиболее вдохновляющее Вас место в Омске – это…?
Самое приятное для меня место в Омске – это район улицы Партизанской. Даже из окон аудитории живописи открывался прекрасный вид на Омку, на «Питерские дворики», фирменные омские зелёные крыши Любинского проспекта. Мы писали там отличные этюды.
Когда к Вам пришла идея о создании кукол?
Ещё в университете меня тянуло к декоративно-прикладному искусству. На кафедре ДПИ мы познакомились с папье-маше, и я просто влюбилась. Засматривалась на какие-то работы известных кукольников, сохраняла картинки из сети. Никогда бы не подумала, что в будущем приму участие в выставках вместе с этими мастерами. Однажды в одной социальной сети устраивали конкурс по пошиву примитивной тряпичной куклы, и я решила принять в этом участие. В итоге всё получилось: мои работы заняли первое место, и их сразу приобрели. Я подумала, что если у меня получается и это кому-то нужно, то стоит попробовать себя в новом деле. Сначала это были какие-то рукотворные вещи на заказ, куклы, броши, а потом меня заметили и стали приглашать на выставки как художника. Моя первая кукольная выставка проводилась в прекрасной Риге. Такого волнения я не испытывала никогда. Столько именитых авторов из Европы и России было представлено там, познакомилась со всеми. Дальше были выставки в Токио, Таллине, Санкт-Петербурге, а в Москве меня приняли в члены Творческого союза художников России.
Почему для оформления изделий была выбрана тематика известных личностей?
Портретные куклы – это всего лишь часть моего творчества. Они очень популярны, так как каждый хочет иметь своего карманного кумира. Первые портретные куклы были стилизованными и примитивными: я брала какие-то характерные черты персонажа и усиливала их по типу шаржа. Так появились Пушкин, Гоголь и Эдгар По, но они были простые и шуточные. А потом я подумала, что можно более подробно написать портрет героя. Стараюсь не перерисовать с одной картинки, а работать со множеством изображений, изучать черты лица, размышлять над костюмом и продумывать образ более подробно. Помимо России, мои куклы обитают во многих странах мира.
Расскажите, пожалуйста, о самом необычном, по Вашему мнению, заказе и/или заказчике.
Однажды мне написала заказчица и попросила сделать Гоголя в поварском колпаке. Думаю, для многих это звучит необычно. Не все знают, что Николай Васильевич очень любил итальянскую кухню и угощал всех своих друзей макаронами al dente. Сейчас карманный Гоголь-повар посещает со своей хозяйкой рестораны и фотографируется с итальянской пастой.
Есть ли у Вас другие рукодельные проекты?
Кроме портретных кукол, я работаю над персонажами для художественных кукольных выставок. Это герои фольклорных быличек и сказок, мифологические существа и фантазийные образы из головы. Ещё мне нравится создавать маски и делать различные текстильные скульптуры и объекты.
Если не секрет, где и кем видите себя через 5 лет?
Я вижу себя в своей собственной мастерской, потому что сейчас понимаю, что работ становится больше и нам всем уже тесно в пределах квартиры. А ещё хочу пробовать себя в новых проектах, осваивать дополнительные знания, больше путешествовать и получать много впечатлений и вдохновения.
Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые ещё ищут свой путь в профессию?
Я бы хотела посоветовать прислушиваться к себе, не бояться что-то менять, если вы чувствуете неуверенность в том, что делаете; легко перестраиваться под новые ситуации, переучиваться и всегда быть в процессе получения новых знаний. Даже если вы выбрали свою стезю и являетесь мэтром, не переставайте развиваться. Верьте в свою мечту, свои силы, действуйте, и у вас всё получится!