В конце 2022 года компания OpenAI выпустила в свет нейросеть ChatGPT. Новый искусственный интеллект решает задания почти любой сложности по нескольким дисциплинам: математика, физика, химия и биология. Кроме того, он помогает написать сочинение или выполнить иную творческую задачу.
Хотя у российских пользователей пока нет официального доступа к программе, всё больше наших школьников и студентов подключается к ней через сервисы VPN и использует её вместо сайта ГДЗ.
Мы пообщались с доцентом кафедры информатики и методики обучения информатике Еленой Лапчик и узнали, хороша ли столь тесная дружба с нейросетью в образовательном процессе.
Елена Лапчик:
«Нейросеть – это один из методов искусственного интеллекта, о котором сейчас так много говорят и который имеет потрясающие, а порой и пугающие перспективы. Вспомните фантастические фильмы, где разумные машины захватывают мир и порабощают людей. В подобном кино речь идет о так называемом сильном искусственном интеллекте, способном осознавать себя и во всем превосходить человека. На текущий момент все разработки в этой области относятся к слабому искусственному интеллекту, обладающему конкретным, узким функционалом. Хотя перечень выполняемых им задач впечатляет: распознавание образов, речи, постановка диагноза по результатам анализов или рентгеновским снимкам, создание стихов, музыки, картин и т.д.
В образовании существуют цифровые системы, которые способны на основе предварительной диагностики и анализа вашего профиля в сети подобрать подходящие для вас обучающие курсы или даже потенциальную профессию. Уже существуют программы, которые могут предсказать, как будет учиться конкретный ученик или студент, где у него, возможно, возникнут затруднения и, соответственно, какие можно предпринять меры, чтобы вовремя помочь такому ученику.
Если возвращаться к ChatGPT, то её можно использовать по-разному. Когда вы, предположим, готовитесь к экзамену, для чего необходимо прорешать огромное количество задач, то сервис способен стать неплохим помощником. Если самостоятельно справляться с заданиями, а потом сверяться с ответами нейросети, то извлекаемая польза очевидна: отрабатывается навык решения задач и теряется необходимость в репетиторах и дополнительных занятиях с педагогом. Если же не вникать в суть задач и сдавать готовые ответы, то хорошего в этом мало. Как правило, тайное становится явным. Более того, удерживаться на плаву лишь за счёт искусственного, не собственного интеллекта получится не всегда, и нерешенная вовремя задача здесь может сыграть злую шутку.
Не стоит абсолютизировать роль искусственного интеллекта, ведь и в его работе могут быть ошибки. Мы должны понимать, что ответственность за использование таких мощных и современных инструментов, как искусственный интеллект, лежит на нас самих. Современные цифровые инструменты необходимо грамотно использовать для собственного развития. Все системы, о которых я рассказала, существуют как помощники для человека, однако окончательное принятие решения всегда остается за ним самим».