Начал работуобразовательный портал Омскогогосударственного педагогическогоуниверситета «Школа». Основноеего назначение — обеспечениенаучно-методического и практическоговзаимодействия с общеобразовательнымишколами г. Омска и Омской области. Оцелях этого нового для педагогическоговуза крупного научно-практическогопроекта мы беседуем с автором и кураторомэтого проекта, проректором по учебнойработе и информатизации ОмГПУ, академикомРАО, д.п.н., профессором М.П. Лапчиком.
— МихаилПавлович, чем вызвано создание этогопортала, какое значение он будет иметьдля укрепления связей между школой ипедагогическим вузом?
— Вы правы,ближайшей практической целью этогопроекта является именно укреплениеучебно-методического взаимодействияпедвуза и школы. Вместе с тем в основеего замысла лежат основополагающиеидеи, отражающие современные тенденцииразвития системы образования — какшкольного, так и профессионального:открытость, свобода и широта выбора дляполучения образовательных услуг,максимальное использование информационныхобразовательных ресурсов, применениеновых эффективных педагогическихтехнологий. Понятно, что без использованиявсей совокупности имеющихся сегодняв распоряжении школ и педагогическоговуза информационно-коммуникационныхтехнологий, включая дистанционныеобразовательные технологии, этой задачине решить. Именно поэтому мы и приходимк концепции образовательного портала,который в данном случае выступает какбаза, содержательно-методическая основареализации замысла с учетом интересоввсех участников проекта, как далеко отсервера педвуза они не находились бы.
— Для когопредназначен портал «Школа», комубудут адресованы накапливаемые на немучебно-методические материалы?
— Портал будет в равной степени обслуживать интересывсех его «клиентов». В первуюочередь это учащиеся школ. Старшиешкольники, например, найдут на порталеинтересующие их элективные курсы системыпрофильного обучения, для учащихсяосновной школы на портале будут стоятьпривлекательные учебные материалы подополнительному образованию (кружки,факультативы, клубы по интересам ит.п.). Назначение подобных материалов —компенсировать возможный недостатокподобных образовательных услуг в тойшколе, в которой учится ребенок. Втораягруппа — это учителя школ, которыесмогут получить на портале конкретнуюметодическую поддержку, в том числе ив форме непосредственного общения стьютором-консультантом. Разумеется,портал будет востребован также истудентами, магистрантами,преподавателями-методистами кафедрпедвуза, то есть контент портала можнорассматривать как живой учебно-методическийфонд для сопровождения педагогическогопроцесса в самом педвузе. Надо сказать,что именно их совместными усилиями ибудет создаваться контент портала.
— Когда выговорите о школе, какие школы вы имеетев виду — городские или сельские?
— Нет никакойразницы, из какой школы придут участникипроекта на портал, главное и единственноеусловие — это доступность порталав сети. Имеется в виду, что компьютер,за которым сидит школьник или учитель,тем или иным способом подключен к сетиИнтернет. На сегодняшний день некоторымипреимуществами обладают городскиешколы, особенно те, которые уже накопилисолидный опыт сетевой работы. Неуклоннорастет число домашних компьютеров вИнтернете. Сохраняются, к сожалению,проблемы с подключением сельских школ,но и эти трудности, будем надеяться,будут скоро преодолены. Совсем недавномы побывали в Суховской школе Горьковскогорайона Омской области, встреча сдиректорами школ района показала, чтосовременная школа с оптимизмом смотритв будущее, хотя трудностей и опасенийпока еще немало. Что же касается самойСуховской школы, то ее директор БорисВасильевич Лепехин стал фактическибазовым звеном проекта, о котором мысейчас говорим.
— Омскийпедуниверситет — единственный вузгорода, который намеревается реализовыватьподобный сетевой проект?
— Думаю, чтоподобного рода интересы так или иначемогут преследовать и другие вузы города,каждый из них по определению имеетзаведомый интерес к школе, откуда в вузыприходит большая часть абитуриентов.Вместе с тем, пожалуй бесспорным являетсятот факт, что миссия педагогическоговуза по отношению к школе являетсяособенной, не говоря уже о том, что именнопедагогический вуз обладает наиболеемощным потенциалом для того, чтобырассматривать школу не только как средудля профориентации на педагогическуюпрофессию, но и как сферу реализацииобщих научно-методических интересовво благо наших образовательных учреждений,и прежде всего — во благо детей. Стоитдобавить, что наш педагогическийуниверситет уже по своему статусу и пореальному состоянию является наиболеекрупным в регионе ресурсным центромдля сферы общего школьного образования.
— МихаилПавлович, проект о котором вы рассказали,требует затрат. На что вы в данном случаерассчитываете?
— Ну, во-первых,создание учебных и методическихматериалов — это в некотором родеуставная обязанность преподавателей-методистовпедвуза. Как и вовлечение в эту работусвоих же учеников — студентов,магистрантов, аспирантов или соискателей.Рассчитываем также и на активностьнаших коллег — учителей школ, созданныйпортал может стать местом апробации ихинновационных идей и материалов. Есть,правда, и другой, более отдаленный аспект этой проблемы. При возрастанииобъема заказа на дистанционныеобразовательные услуги для учащихсянеумолимо встанет вопрос о финансированииэтой работы — по месту размещениязаказа. Не стану сейчас излишне развиватьэту тему, напомню лишь, что способомрешения этой проблемы может стать ГИФО —государственное индивидуальноефинансовое обязательство, обладаякоторым школьник (вместе с родителями)сам решит, куда наилучшим образомнаправить выделенный государствомфинансовый ресурс на образование.