Третий год подряд проходит университетский конкурс студенческих социально-образовательных проектов, посвященных образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. С февраля по май студенты всех факультетов в процессе изучения дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья» готовили и реализовывали свои идеи в проектной деятельности. Всего в этом году разработаны и реализованы 33 проекта, в которых приняли участие 434 студента. Научное руководство осуществляли восемь преподавателей кафедры дефектологического образования.
В задачи конкурса входит:
- повышение мотивации студентов к проектной деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- отбор и поддержка студенческих инициатив, направленных на развитие инклюзии в обществе;
- создание условий для взаимодействия студентов вуза с педагогическими работниками, потенциальными работодателями;
- развитие умения отбирать оптимальные способы организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Студенческие проекты касались исследований в области специальной педагогики и психологии, включения детей с нарушениями в развитии в инклюзивное образовательное пространство, а также были представлены различные методические разработки занятий, внеклассных мероприятий и уроков. Проекты получились разнообразными; связанными с будущей профессиональной деятельностью студентов. Категория обучающихся с ОВЗ, для которых студенты придумывают занятия, игры, флешмобы и развлечения, также многообразна. Это и дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с сенсорными, речевыми и интеллектуальным проблемами развития, с сочетанными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Базами для реализации студенческих проектов стали как образовательные организации (Адаптивная школа - детский сад № 301, Адаптивная школа № 17, средняя общеобразовательная школа № 21, Адаптивная школа № 19, средняя общеобразовательная школа № 24, ), так и другие организации (музей М.А. Врубеля, Центр военной реконструкции «Служилые люди Сибири», Кванториум и Технопарк ОмГПУ).
В этом году, по мнению членов жюри, проекты были очень сильными. Поэтому получилось несколько призовых мест. Результаты конкурса следующие.
В номинации «Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов в области специального и инклюзивного образования»:
1 место
- студенты 3-го курса профиля «История и обществознание» (И-31) с настольной игрой «Ермак: покорение Сибири».
- студенты 3-го курса профиля «Музыкальное образование» с концертно-образовательной интерактивной программой с элементами логоритмических заданий для детей с ОВЗ «Сердце звука».
2 место
- студенты 3-го курса профиля «Иностранные языки» (301 и 302 гр.) с развивающими ковриками со страноведческим аспектом.
3 место
- студенты 3-го курса профиля «Право и история» (П-31) с инклюзивным погружением в историю «Дорога к прошлому».
- студенты 3-го курса профиля «Физика и математика» (ФМ-34) с экскурсией в мир магической физики.
В номинации «Развитие инклюзивного образования в Омской области» победителем стали студенты 3-го курса профиля «Дошкольная дефектология» с чат-ботом: консультант по психолого-педагогическому консилиуму образовательной организации.
Приз зрительских симпатий получили студенты 2-го и 3-го курса профиля «Логопедия» с двумя проектами:
- Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ посредством дневника самоконтроля.
- Тренинг по развитию мягких навыков и отработке навыков взаимодействия в психолого-педагогическом консилиуме.
Главная цель конкурса, выявление и развитие психолого-педагогических компетенций студентов ОмГПУ, реализована!