«Мы вместе строим единое образовательное, культурное и ментальное пространство, а вместе с этим и будущее континента Евразии, где все друг друга понимают и нацелены на добрососедство», – отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов в ходе недавно состоявшегося «Правительственного часа»
Омский педагогический реализует проекты, базирующиеся на ценностях диалога культур*.
Так, студенты-филологи 3 курса трудятся над созданием базы знаний, представляющей в сопоставлении концепты казахской и русской лингвокультур.
Научная основа проекта – диссертации, монографии и статьи, содержащие сопоставительный анализ концептов, круг которых весьма широк: отец, мать, земля, культура, свет, душа, глаза, вода и многие другие.
Создаваемый электронный ресурс позволит пользователям познакомиться с особенностями мировоззрения, традициями и обычаями, присущими обеим культурам. База знаний будет доступна онлайн и открыта для всех желающих погрузиться в увлекательный мир сопоставительной лингвокультурологии.
Еще один проект – иллюстрированный ассоциативный словарь. Магистрантам филологического факультета удалось провести ассоциативный эксперимент, в котором приняли участие школьники Республики Казахстан, обучающиеся на русском языке. Слова-стимулы русский, казахский, английский, Пушкин, Абай Кунанбаев, Шекспир, Москва, Астана, Лондон были выбраны для эксперимента как соответствующие важнейшим социолингвистическим реалиям современного Казахстана, языковой политикой которого является триязычие. Стимулы семья, дом, родина, культура отражают вечные ценности человечества.
В ближайшее время предстоит бережно описать каждое ассоциативное поле традиционным словесным образом, а также проиллюстрировать. Визуально привлекательная форма, надеются омские филологи, сделает словарь интереснее для школьников.
* Исследование выполнено в рамках государственного задания на 2025 год на выполнение прикладной НИР по теме «Кросс-культурный трансфер инновационных лингводидактических технологий сопровождения граждан Республики Казахстан в области изучения русского языка и русской культуры в условиях инонациональной языковой среды» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России от 25.04.2025 № 073-03-2025-053/1).