Режим самоизоляции способствует не только развитию музыкального и поэтического творчества, но и оживляет научный поиск. В рамках проведения локального эмпирического исследования «Репрезентация школьного детства в коллективной памяти поколений», мы сравнили образы школьного детства трех поколений, которые условно обозначили как поколение родителей (те, кто учился в школе в 1950-60-е гг.); дети (школьники 1970-80-х гг.) и внуки (ученики 1990-2000-х гг.). Как определила Ульрика Юрайт, поколение – это не общие возрастные границы, а совместная самоидентификация и отграничение от «других».
Побочным, но важным продуктом этого исследования стали ролики о трех поколениях. Видеоряд в них представлен фотографиями, часть фотографий была взята из открытых источников, но большинство составляют материалы из личных архивов наших респондентов – преподавателей кафедры педагогики. Еще один важный признак школьной культуры каждого поколения – музыка. Поэтому каждый ролик сопровождает песня, которая относится к этому периоду школьного детства. Надеемся, что просмотр этих материалов поможет что-то вспомнить, кого-то узнать и лучше понять прошлое. А потом многие откроют свои семейные альбомы и вместе с детьми и внуками вспомнят свое школьное детство, учителей, одноклассников. Старые фотографии постепенно желтеют, память может подводить, поэтому попытаемся поймать и зафиксировать «уходящую натуру» – нашу школу, в которой были реальные уроки, противостояние и любовь мальчиков и девочек, нелюбимые и любимые учителя и ученики, последний звонок. Все это у всех всегда заканчивается, остается только школьное детство.
Спасибо всем коллегам за участие в проекте, руководителям, которые не просто поддержали, а активно включились в работу, студентам, профессионально смонтировавшим ролики.