06.12.2002
Центральный тезис: «Проблематика возникает там, где деятельность принципиально новая, а если она не возникла, значит, перед нами не новая деятельность» (А.И. Адамский). «Зеркало» вечернего пленума уловило три спектра отражения: содержательный, психологический и прогностический.
Относительно содержания были отражены следующие точки бифуркации:
- Мониторинг – процесс в процессе инновационной деятельности, изначально мониторинга конкретной инновационной деятельности не существует в силу ее специфики, т.к. «у нас нет способа анализа того, что еще не появилось» (А.И. Адамский).
- Мониторинг, применительно к экспериментальной деятельности, необходим для исследования качественных, а не количественных изменений. «Мониторинг не технократическое отслеживание, а решение нравственной проблемы: где его предел? Проблема мониторинга – проблема построения отношения к предметному новообразованию, это не проблема поиска критериев...» (А.И. Адамский).
- Наука и практика: проблема глубины взаимопроникновения. Какова мера вмешательства и степень помощи научного руководителя в деятельность образовательного учреждения? «Предмет теоретизирования – проблематизация практики, следовательно, теория не может помочь практике! ...Может ли реальная практика быть предметом для развития теории?..» (А.И. Адамский).
- Проблемы работы проектов: а) в подмене средств и целей: в ходе эксперимента часто средство становится целью; б) проблематика проектной деятельности вышла за пределы педагогики, проблема в том, чтобы оформить ее как проблематику в области образовательной политики. «Сообщество педагогов само не может решить эту проблему» (В.И. Гам).
Психологический аспект отразился в следующем:
- Дискуссия получилась, обсуждение состоялось.
- В этом процессе ярко обозначилось отсутствие единого понятийного аппарата и языка.
- Ожидания большинства новых участников семинара по поводу четких схем и заранее предложенных ответов наткнулись на незапланированную ими рефлексивную ситуацию и необходимость отыскания новых нестандартных решений.
Прогностическое преломление событий «Зеркалом»:
- Вхождение новых участников семинара, а с ними и все большей части педагогического сообщества в рефлексивное поле инновационных процессов.
- Понимание мониторинга инновационной деятельности педагогическим сообществом не как набора существующих инструментов и методик измерения процесса, а как новообразования, рожденного в ходе эксперимента.
- Возникновение проблемы научного сопровождения эксперимента и дозированности вмешательства науки диктует необходимость выхода самих работников образования на новый, более высокий личный уровень развития в соответствии с развитием проекта.