Главнымсобытием в сфере международногосотрудничества Омского области в маеэтого года стала Международнаянаучно-практическая конференция «Наукаи образование в культуре и обществе»,которая состоялась 13 мая 2008 года.Мероприятие проводилось на базе ОмГПУсовместно с Университетом г. Фехтав рамках реализации соглашения осотрудничестве в области образованияи науки между этими вузами.
Со стороны Германии в конференции принялиучастие президент Университета г. Фехта,профессор Марианна Асенмахер,вице-президент по научным исследованиями поддержке молодых ученых, профессорМартин Винтер, профессор Институтасоциальной работы, прикладной психологиии спорта Ирис Памайер, профессор Институтаобразовательных и социальных наукРената Штайн-Редент, профессор ВольфгангШторк, профессор Ирена Винтер. Россиябыла представлена научными работниками,преподавателями, аспирантами и студентамивузов Омска, Новосибирска, Кемерово,Тобольска, Тары.
Президент Университета г. Фехта,профессор Марианна Асенмахер
Конференциюоткрыли проректор по научной работеОмГПУ Д.М. Федяев и начальник отделапрофессионального образования и наукиМинистерства образования Омской областиИ.М. Радько.
Проректор по научной работе ОмГПУ Д.М. Федяев
Пленарноезаседание началось с доклада президентаУниверситета г. Фехта МарианныАсенмахер «Болонский процесс —требования и шансы для европейскойсистемы высшего образования». В своемвыступлении М. Асенмахер особоевнимание уделила проблеме реформированиясистем образования в рамках Болонскогопроцесса. В Германии этот переход такжеосуществляется с трудом и постепенно,однако уже ощутимы значительныепреимущества новой системы, такие какинтернационализация учебного процесса,академическая мобильность студентови профессиональная мобильностьпреподавателей, а также эффективнаясистема оценивания.
Н.В. Чекалева,проректор по учебной работе ОмГПУ, всвоем докладе коснулась российскойспецифики перехода на двухуровневуюмодель обучения. Надежда Викторовнатакже рассказала об опыте нашегоуниверситета в реализации идей Болонскогопроцесса. Заключительное выступлениеД.М. Федяева было посвящено историческими философским основам компетентностногоподхода, который пользуется все большейпопулярностью в современной педагогическойнауке.
Д.п.н., профессор Л.А. Ивахнова
Работаяв секциях, участники конференцииуложились в отведенное для этого время.Каждого члена немецкой делегациисопровождал опытный переводчик, чтопозволило гостям полноценно участвоватьв обсуждении докладов.
Профессор Ирис Памайер (слева) работает с переводчиком
Итогиконференции подвели руководители секцийи представитель Университета г. Фехта.
— Внашей первой секции прозвучали серьезныедоклады, в которых были озвученырезультаты длительной и заинтересованнойработы, — отметила д.п.н., профессорН.Н. Щербакова. — Среди 14-тиучастников были представлены всевозрастные группы — от стажера додоктора наук. В целом ряде сообщенийбыли подняты проблемы детей с ограниченнымивозможностями, и это вызвало всеобщийинтерес аудитории. Также не могу непорадоваться за будущие поколения,интересы которых были широко представленыдокладчиками нашей секции.
Анна Надин Модль, стажер филологического факультета ОмГПУ, студентка университета г. Клагенфурт, Австрия
— На второй секции прозвучало9 очень разнообразных выступлений, —сказала к.п.н., доцент А.Н. Ивлева. —Сразу два доклада были посвящены методикепреподавания математики в аспектеформирования ценностных ориентацийучащихся. Больше всего вопросов былозадано нашему немецкому коллеге,профессору Мартину Винтеру. Мне самойв основном приходится работать в сферепедагогики и психологии, и сегодня ясмогла по-другому посмотреть наматематику — как на науку о ценностяхв современном обществе.
Доцент В.И. Ровкин
— Третьясекция оказалась самой малочисленной —всего 6 докладов, — подытожилак.п.н., доцент Н.С. Макарова. — Этопозволило нам подробно обсудить тенденцииразвития образования, не придерживаясьрегламента. Многие из выступавшихотметили возрастание роли ответственностии самоопределения личности при полученииобразования в условиях Болонскогопроцесса. Живое обсуждение вызвал докладС.Г. Чухина, руководителя Нововаршавскогофилиала ОмГПУ, посвященный вопросамформирования социально открытой системывысшего профессионального образованияна селе. Всех заинтересовало сообщениео тех изменениях в российскомзаконодательстве, которые обусловленыБолонским процессом. Таким образом, намудалось рассмотреть проблемы развитияобразования не только с педагогических,но и с юридических, социологическихпозиций.
Профессор Мартин Винтер
— Мы с большим воодушевлениемприняли приглашение посетить ОмГПУ иочень обрадовались, когда выяснилось,что визит можно связать с международнойконференцией, — поделилсяс аудиторией профессор Мартин Винтер. —Дома мы и предположить не могли, что этапоездка станет настолько впечатляющей,и дело не только в масштабах конференции,которую пришлось разделить на три секции(мне, кстати, было искренне жаль, что яне смог принять участие в работе каждойиз них). Меня поразил оказанный намрадушный прием, и все мои первоначальныепредположения о Сибири как о «территориихолода» (холода погодного и холодав отношениях между людьми) были полностьюопровергнуты.
— Наша делегация собираетсяознакомиться со обоими томами сборникадокладов конференции, — пообещалМартин Винтер. — Благодаря им мытеперь знаем, в каких еще областях можносотрудничать. Уверен, что эти маленькиесообщения подвигнут всех нас к большойи плодотворной совместной работе.
Красивымзавершением конференции стал небольшойконцерт творческих коллективов ОмГПУпод названием «Сибирь — наш общийдом». Прозвучали известные русскиенародные песни и другие фольклорныекомпозиции.