После получения степени бакалавра и магистра каждый выпускник может продолжить обучение по аспирантской программе. Успешное окончание аспирантуры открывает путь к степени кандидата и доктора наук. Как и почему выпускники выбирают дорогу в аспирантуру? Чем они увлекаются? Об этом и многом другом – в нашем материале.
Наиболее загруженным, по словам начальника отдела аспирантуры и докторантуры ОмГПУ Ирины Мецевич, является 1 курс. Аспиранты сдают два кандидатских экзамена, зачет по педагогике и психологии и одновременно с этим ведут научную деятельность. На втором курсе – изучение дисциплины об информационных базах данных, два курса на выбор, работа над диссертацией и научно-исследовательская практика. Последний год - педагогическая практика и сдача кандидатского экзамена по специальности. Финальный семестр подразумевает защиту итогового научного доклада и обсуждение диссертации на кафедрах.
Кирилл Жданко, аспирант факультета истории, философии и права:
Шесть последних лет я провел в ОмГПУ. При решении пойти в аспирантуру не было сомнений в выборе места, ведь моя цель – это получение качественного и полноценного высшего образования, а также ведение активной научной жизни. У меня всегда был большой круг интересов: история, культура, лингвистика, литература, искусство, антропология и многое другое. Мне повезло, так как моя специальность позволила объединить интересные мне области и осуществлять междисциплинарные исследования. На бакалавриате я занимался только философской антропологией, и на протяжении всех четырёх лет меня занимала тема трансгуманизма и научного иммортализма. За время учёбы в магистратуре интересы немного изменились, и сейчас я изучаю концепцию возможных миров.
Изначально возможные миры – это понятие из логики. Если говорить кратко, то под возможными мирами понимаются все возможные варианты исхода события, возникающие в нашей голове, вплоть до воплощения одного из них в реальность. Например, у нас есть монетка, мы подбрасываем ее в воздух, и наше мышление видит три возможных исхода: орёл, решка или ребро. Все варианты одинаково возможны, имеют равные шансы на существование, пока один из них закономерно не произойдёт. Долгое время эта концепция существовала только в рамках логики, но ей заинтересовались литературоведы и стали использовать её для исследования феномена вымысла в литературе. Потом подключились представители и других наук.
Идея моей диссертации заключается в том, что мы можем использовать данную концепцию в частности в антропологических исследованиях, касающихся естества человека и проблем его существования. Для этого у нас есть художественная литература и культура интеллектуального досуга, то есть различные загадки и головоломки. Дело в том, что в художественной реальности мы можем создать заведомо ирреальную ситуацию и поместить в неё абстрактный, усредненный образ человека и «столкнуть» его с неким существом, образ которого олицетворяет законы, логику и принципы этой несуществующей в нашей действительности ситуации. Благодаря этому мы в теории сможем выявить и проанализировать те или иные черты человеческого мышления, которые частично или полностью недоступны при других формах анализа. Данный метод в своей диссертации я называю формальной антропологией.
Таким образом, сейчас мои исследования соединяют в себе литературоведение, неклассическую логику и антропологию, что не может не радовать. Ведь я остаюсь верным многогранности своих интересов и занимаюсь по-настоящему любимым делом.