После получения степени бакалавра и магистра каждый выпускник может продолжить обучение по аспирантской программе. Успешное окончание аспирантуры открывает путь к степени кандидата и доктора наук. Как и почему выпускники выбирают дорогу в аспирантуру? С какими трудностями и забавными ситуациями им приходится сталкиваться при обучении? Ответы на эти вопросы – в нашем материале.
Наиболее загруженным, по словам начальника отдела аспирантуры и докторантуры ОмГПУ Ирины Мецевич, является 1 курс. Аспиранты сдают два кандидатских экзамена, зачет по педагогике и психологии и одновременно с этим ведут научную деятельность. На втором курсе – изучение дисциплины об информационных базах данных, два курса на выбор, работа над диссертацией и научно-исследовательская практика. Последний год – педагогическая практика и сдача кандидатского экзамена по специальности. Финальный семестр подразумевает защиту итогового научного доклада и обсуждение диссертации на кафедрах.
Мария Алешина, аспирантка факультета математики, информатики, физики и технологии:
В 2012 году я поступила в Омский педагогический и до сих пор с ним не расстаюсь. На протяжении десяти лет отлично срабатывало и, думаю, продолжит срабатывать правило «где родился, там и пригодился». В университет привело желание преподавать и быть полезной для других. Хотелось учить и показывать, что математика и физика – это вовсе не сложно, а легко и просто.
В аспирантуре я оказалась из-за решения защитить диссертацию и стать кандидатом наук. Но если мыслить более глобально, то, разумеется, хотелось бы внести весомый вклад в науку, оставить след после себя. Им вполне может оказаться моя методика обучения решению учебно-исследовательских задач. Данная методика должна способствовать развитию познавательного интереса к математике у студентов педагогических колледжей, и именно она легла в основу моей кандидатской диссертации.
Сейчас студент колледжа приходит учиться и задается вопросом: «Зачем мне математика, если я учусь на учителя физической культуры?» По математике мы проходим интервалы, производные. Однако студентам это не интересно, они уже пришли получать конкретную профессию. Я же составляю задачи, которые имеют, в первую очередь, узкую профессиональную направленность, и студент понимает, где он сможет применить полученные на уроках математики знания в своей профессии. Более того, при решении таких задач он получает новые знания самостоятельно, добывает и сортирует их. Здесь не фигурирует чистая догматика, а подключается креатив и индивидуальность учащегося, поэтому сведения надолго остаются в его памяти.
Учебники для всех колледжей идентичны, а это, на мой взгляд, неправильно. Задачи одинаковы, что также неправильно. Убеждена, что для каждой специальности необходимо создавать индивидуальные задачи с определенной профессиональной направленностью.
Кроме этого, у меня есть учебно-методическое пособие, где подробно представлены задачи по всем темам, которые изучаются ребятами. Преподаватели могут смело пользоваться его электронной версией, где изложены задания и краткая методика их выполнения. Пока оно не вышло в массовую печать, но, надеюсь, все впереди!