Что общего у драгоценного янтаря и используемого как топливо угля? На первый взгляд ничего, но учащиеся Академического лицея ОмГПУ теперь знают, что оба материала – углеводороды. На уроке географии в Технопарке ОмГПУ девятиклассники изучали полезные углеводородные ископаемые, сравнивали образцы, искали сходства и различия. Обсудили крупнейшие нефтяные месторождения России и мира, влияние геологических разведок на освоение Западной Сибири.
Одиннадцатиклассники в это время изучали биологию и происхождение жизни на Земле в геологическом кабинете, в коллекцию которого входят не только образцы минералов и горных пород, но и палеонтологические находки. На примере белемнитов и аммонитов школьники изучали фауну мезозойского периода, а анализ палеонтологических образцов позволил почувствовать себя настоящими археологами.
Ребята интересовались, в каких регионах мира наиболее велика вероятность отыскать ископаемые остатки древней фауны. Поговорили и о «живых ископаемых» – реликтах. Так называют растения и животных, которые практически не изменились за миллионы лет. Про одно из таких существ – ящерицу гаттерию – рассказал доцент кафедры географии и методики преподавания географии Петр Владимирович Большаник. Таких реликтов немного, поэтому они крайне важны для науки.
«В качестве одного из выпускных экзаменов я планирую сдавать биологию. И такие занятия, когда есть возможность увидеть экспонаты вживую, потрогать и даже провести с ними какую-то работу, сильно помогают в подготовке. Визуально предмет легче запоминается, поэтому потом проще проводить ассоциации, например с эрами, которые мы сегодня изучали», – поделилась ученица Академического лицея ОмГПУ Алина Черепова.
«Дружба Академического лицея с Технопарком ОмГПУ продолжается уже два года. Территория геологического музея – удивительное подспорье в воспитании и обучении лицеистов. Школьники пробуют себя в роли будущих студентов: учатся воспринимать речь преподавателей вузов. Так формируется совершенно другое восприятие учебной информации. И таким крутым примером для меня выступает Петр Владимирович: богатейший опыт в преподавании, классная подача учебной информации, методически опытный учитель. Учитель с большой буквы. Он вдохновляет ребят изучать учебный предмет „География“ и помогает увидеть занятия совершенно под другим углом, не так как в учебнике, а „учебник +“. Лицей гордится и дорожит сотрудничеством с таким замечательным человеком», – рассказала учитель географии Академического лицея ОмГПУ Наталья Викторовна Гапанович.
«Сейчас стараемся создать такую базу, где максимально были бы интегрированы школьники, студенты и преподаватели. Благодаря такому взаимодействию получается выстроить блок там, где у детей есть возможность руками потрогать древности, поработать с ними, почувствовать себя палеонтологами, а взаимодействие с действующими учеными повышает интерес к предмету», – отметила учитель биологии Академического лицея ОмГПУ Оксана Юрьевна Мельникова.
Школьные занятия в Технопарке ОмГПУ – один из способов обеспечения преемственности и беспрерывности образования, когда школьники взаимодействуют с университетской средой, готовясь к дальнейшей образовательной и, может быть, научной карьере. Полученные на подобных занятиях практические навыки могут стать основой для создания проектных работ, помогут укрепить уже имеющиеся знания и просто расширить кругозор подрастающего поколения.