+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Кто же прячется в воде?

Кто же прячется в воде?

08.10.2024

Приобщаться к науке можно еще со школы. Это доказывает активное взаимодействие учащихся Академического лицея ОмГПУ и студентов факультета естественнонаучного образования, школьных педагогов и преподавателей вуза. Под наставничеством доцента кафедры биологии и биологического образования Татьяны Юрьевны Колпаковой в одной из учебных лабораторий учащаяся лицея Софья Михайлова и студентки Маргарита Косинова и Евгения Елунина изучают особенности экологии беспозвоночных Омска на примере инфузорий. Совместная работа является продолжением междисциплинарного проекта по изучению остаточных озёр реки Замарайки в Технопарке универсальных педагогических компетенций им. В.М. Самосудова.

Вместе они проходят все этапы исследований: от обзора литературы до отбора проб в полевых условиях и пристального изучения препаратов в лаборатории. Для изучения гидробионтов – обитателей водоемов – в летний полевой период были отобраны пробы из водоёмов парка Победы, Птичьей гавани и вблизи микрорайона «Аванград». Кроме воды, изучалась береговая линия, отмечались все встреченные виды животных. Так, была собрана коллекция брюхоногих моллюсков, а полученные пробы воды использовались для анализа и изучения фауны простейших организмов. Суть исследования заключается в изучении фауны воды и ее химического состава для контроля уровня загрязнения воды методом сравнения новых показателей с данными прошлых лет.

Софья рассказывает, что тема исследований сама нашла ее. В Омске и Омской области множество озер, экологическое состояние которых требуется проверять путем сравнения данных разных лет. Юную исследовательницу давно интересовали организмы, невидимые невооружённым глазом. Ведь порой кажется невероятным то, что в одной капле воды скрывается целый мир, со своими обитателями и особенностями, и это только в одной капле!

«Не могу сказать, что мне больше всего понравилось: лабораторные или полевые исследования. Везде есть свои особенности. Полевые исследования интересны, но крайне сложны из-за того, что очень важно правильно собрать воду и измерить температуру, а подход к берегу озера является далеко не самым удобным для взятия проб воды определённым методом. Например, приходилось сидеть в грязи и камышах, держа палку, к которой были привязаны банка и термометр. В лабораторных исследованиях все гораздо удобнее, но и сложнее одновременно. На первый взгляд всё кажется достаточно простым: капнул воды на предметное стекло, накрыл покровным, поставил его в микроскоп, нашел организмы, обитающие в воде, сфотографировал их и дальше пишешь работу. На самом деле приходится делать множество препаратов из одной и той же воды и больше получаса гоняться за одним организмом, чтобы, если повезëт, сделать фотографию. Читая научные публикации, понимаешь, что за каждым расчетом стоит не один день работы», – добавила Софья.

 

После обнаружения организмов нужно определить их характеристики вплоть до вида. За все время исследований были найдены пять родов ресничных инфузорий и три вида брюхоногих моллюсков. Теперь в осенне-зимний период предстоит детальное изучение гидробионтов и совместная работа с коллегами – химиками и географами: нужно определить экологическое состояние изучаемых водоёмов. Для студенток результатом работы станет написание курсовой работы, а ученица лицея отразит итоги сделанного в индивидуальном проекте.

Центр коммуникации и управления проектами