+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Мой первый научный руководитель: интервью с профессором ОмГПУ Надеждой Чекалевой

Мой первый научный руководитель: интервью с профессором ОмГПУ Надеждой Чекалевой

21.07.2023

В Год педагога и наставника доцент кафедры педагогики ОмГПУ Ольга Парц пообщалась с профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования, руководителем Омского научного центра РАО Надеждой Чекалевой. О становлении в научной сфере,  различиях между молодыми учёными XX и XXI века, а также любви к педагогической профессии –  в этом интервью.

Первый учитель – это понятие хорошо знакомо и дорого  каждому человеку. В университете есть другой первый учитель – научный руководитель. Как Вы считаете, правомерно ли сказать «мой первый научный руководитель»?

Как мне кажется, в жизни у любого человека обязательно есть учитель. Он может быть и первым, и любым другим по счёту. Но если ты его можешь назвать Учителем, то это значит, что в твоей жизни состоялось что-то очень важное. И, конечно, может быть первый учитель в начальной школе, первый преподаватель в вузе. Но я глубоко убеждена, что ровно так же может быть первый, единственный учитель и в науке, то есть научный руководитель.

Как Вы пришли в науку?

Я пришла в науку очень интересно, как и все, наверное, когда была студенткой Омского государственного педагогического института имени А.М. Горького. Училась на филологическом факультете и занималась наукой. Однажды моё выступление на конференции услышал заведующий кафедрой педагогики и психологии Александр Павлович Медведицков, отметил мои интересные мысли и порекомендовал дальше заниматься наукой. А потом так сложилась жизнь, что я пришла работать на кафедру педагогики и психологии по приглашению Александра Павловича, а через год мне была предоставлена возможность поехать учиться в аспирантуру в Ленинград. Для меня это было колоссальным событием! И таким образом я пришла в науку.

Кто был Вашим первым научным руководителем? Какие главные качества своего научного руководителя являются для Вас ценными до сих пор?

Моим научным руководителем по кандидатской диссертации была доктор педагогических наук, профессор Зинаида Ивановна Васильева, которая заведовала кафедрой, а впоследствии стала академиком РАО. Она была, с одной стороны, очень требовательной и организованной, а с другой стороны, все время заботилась обо мне, так как я жила в общежитии. Беспокоилась, покушала ли вовремя, познакомилась ли с городом, нацеливала, чтобы во время обучения в аспирантуре в Ленинграде мы облагораживались замечательной культурой этого города.

Можете ли назвать хотя бы примерное количество своих выпускников, учеников?

Когда у меня был юбилей, аспиранты сделали подарочный альбом со своими фотографиями и годами выпуска, поэтому могу сказать точно: под моим руководством защитилось 46 человек, из которых трое – доктора наук. Трудно сказать, кто из них остался в педагогической науке. Кто-то живет в России, кто-то за рубежом, тем не менее очень важно, что они пришли в педагогику.

У Вас такой богатый научный опыт. Скажите, начинающий учёный-педагог 20 и 21 века чем-то отличаются?

Отличаются, безусловно. Сегодняшний учёный очень мобильный, поскольку находится в ситуации такого большого информационного пространства, где он может легко воспользоваться тем, что есть, и одновременно испытывает трудности с освоением этого богатого материала. Ученый 20 века больше работал в ведущих библиотеках, что было совершенно потрясающе. В то же время ученых 20 и 21 века объединяет стремление заниматься наукой, привнести в неё что-то интересное, важное теми идеями, которые он разрабатывает.

Сегодня популярно понятие «молодой ученый». На Ваш взгляд, связано ли напрямую понятие «молодой ученый» с возрастом?

Да, связано. Границы этого возраста меняются – например, сегодня они достигают 39 лет. Считаю, что правильно делать ставку на молодых ученых, надо их поддерживать, направлять, помогать им. Важно, чтобы они понимали, что кандидатская – это не финиш, а только старт в науке. И если молодой учёный защитил кандидатскую диссертацию, то в дальнейшем необходимо подтверждать, что ты действительно кандидат или доктор наук.

Что можно сказать о людях, которые пришли к пониманию того, что готовы зафиксировать свои размышления, свой вклад в науку в более зрелом возрасте? Можно ли их назвать молодыми учёными?

С точки зрения возраста их можно назвать исследователями, которые начинают заниматься наукой. Я поддерживаю людей, которые приходят в науку в разном возрасте; если хочет, пусть занимается! Главное – молодость сознания и желание что-то делать. Исходя из опыта своих прожитых лет и моих коллег замечательного зрелого возраста, могу сказать, что многие из них фору дают молодым! Поэтому молодой учёный – достаточно образное определение. 

Что вносит молодёжь в современную педагогическую науку? Что вносят люди зрелого поколения в развитие нашей педагогической науки?

Молодежь, прежде всего, вносит очень нестандартное мышление. А у нас, людей зрелого возраста, более классического понимания в науке, сложились свои приоритеты: мы ориентируемся на классиков, поддерживаем существующие каноны науки. Молодые ученые учитывают авторитеты, но достаточно амбициозны, что хорошо для движения вперёд, и много делают самостоятельно: параллельно с работой над диссертацией они принимают участие в проектах, пишут гранты.

На Ваш взгляд, почему педагогическая наука притягивает к себе разных людей разных возрастов, несмотря на все сложности научного труда и педагогической профессии?

Здесь есть парадокс: некоторым кажется, что педагогической наукой могут заниматься все. Например, занимаются ветеринарной наукой, а докторскую диссертацию хотят писать по педагогике, обосновывая это тем, что работают в ветеринарном институте, и поэтому могут писать докторскую по педагогике. На мой взгляд, это хорошо, поскольку педагогическая наука сегодня является основой для понимания тех педагогических явлений, которые есть в образовании, а значит, интересна всем: и родителям, поскольку у них есть дети, и нам, преподавателям, и людям из других сфер, так как современное образование – это сложно.

Значит, научный руководитель работает с теми людьми, которые изъявили желание проявить себя в научной сфере. Как можно охарактеризовать труд научного руководителя с этой точки зрения? Есть ли какие-то особенности научного руководства в педагогическом вузе?

К особенностям деятельности научного руководителя в любом вузе, особенно в педагогическом вузе, можно отнести то, что и научные руководители, и все те, кто работает в педагогике, должны соответствовать тому, чему учат студентов, молодых учёных. Если руководитель заинтересован в научном исследовании, то старается заинтересовать и своих учеников. Если сам демонстрирует позитивное отношение к жизни, науке, то также ведёт за собой подопечных. Если хочет, чтобы к нему относились так же, как он относится к другим людям, то, соответственно, демонстрирует и проявляет этот уровень культуры по отношению к ученикам. Здесь много составляющих, потому что научный руководитель, с одной стороны, – это человек, который сопровождает ученика, а с другой стороны, он вовлекает в эту область науки, помогает освоить высокий уровень научной этики, культуры и так далее.

В завершение скажите, пожалуйста, что Вы могли бы пожелать тем, кто стремится стать педагогом-учёным и внести свой вклад в современную педагогическую науку?

Не переставайте стремиться, это действительно интересно! Это состояние не даёт стареть, прежде всего, твоему уму, расширяет твои возможности, появляется новое профессиональное сообщество, в котором тебе крайне интересно бывать, сотрудничать, работать, заниматься совместно и не успокаиваться на том, что делаешь. Потому что занятия наукой – это на всю жизнь.

Отдел информационной политики,
Ольга Парц