«Эпигенетика: переворот в мышлении педагогов и психологов» – лекцию с таким названием на факультете психологии и педагогики провела 25 сентября Елена Андреевна Белобородова – практикующий психотерапевт и психогенетик. Она рассказала участникам встречи, чем отличается эпигенетика от генетики, о её особенностях и о том, как она влияет на жизнь.
Эпигенетика – это новое, интенсивно развивающееся направление генетики, изучающее изменения в активности генов, которые происходят без изменения последовательности ДНК. Она исследует, как внешние факторы – такие как питание, стресс и окружающая среда – могут «включать» или «выключать» определенные гены, влияя на развитие и функционирование организма. Эти эпигенетические изменения могут быть наследуемыми, то есть передаваться от родителей к потомкам, что объясняет, как опыт предыдущих поколений может влиять на последующие.
Практическое значение эпигенетики заключается в понимании того, как образ жизни и окружающие условия могут влиять на здоровье не только самого человека, но и его потомков. Например, пережитый стресс или недостаток питания у предков могут предрасполагать к определенным заболеваниям или особенностям метаболизма у последующего поколения. Это открывает новые возможности в медицине и психологии для разработки профилактических мер и индивидуализированных подходов к лечению.
Одним из примеров эпигенетического наследования является необычный случай, когда бабушка, пережившая голод, передала механизмы выживания своей дочери, родившейся с малым весом. Впоследствии у этой дочери родилась девочка, предрасположенная к полноте и повышенному уровню сахара в крови. Это демонстрирует, что важную роль играют не сами гены, а их функции и взаимодействие с окружающей средой.
Для студентов эта тема оказалась новой, они задавали много вопросов Елене Андреевне и поделились своими впечатлениями после лекции.
«Я запомнила фразу Елены Андреевны о том, что прошлые события или опыт наших предков повторяется у нас, именно у родных. Я вспомнила, что мама рассказывала мне истории из своей молодости, и я где-то даже нашла сходства между событиями», – рассказала Полина Чернявская.
Лекцию посетили не только студенты и преподаватели факультета психологии и педагогики, но и коллеги других кафедр факультетов, а также выпускники университета.
Рекомендуем для прочтения по теме:
Романчук Н. П., Пятин В. Ф., Волобуев А. Н. и др. Мозг, депрессия, эпигенетика: новые данные//Бюллетень науки и практики Т. 6. № 5. 2020
Драпкина О. М., Ким О. Т. Эпигенетика ожирения//Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2020. № 19(6)