В Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвящённая подведению итогов основного периода ЕГЭ и предварительным результатам приёмной кампании. Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал о ключевых тенденциях этого лета – в центре внимания вновь оказались педагоги: количество заявлений на педагогические направления продолжает расти.
По словам министра, в 2025 году фиксируется устойчивый рост интереса выпускников к инженерным специальностям, необходимым для технологического суверенитета страны. Выросло и количество участников ЕГЭ по физике, химии, биологии, профильной математике и информатике. При этом впервые за последние годы педагогические специальности обогнали IT-сферу по количеству поданных заявлений.
«По состоянию на 7 июля 2025 года общее число заявлений, поданных на педагогические специальности, составляет 233 578», – сообщил Сергей Кравцов.
Растущий интерес к профессии подтверждают и данные Омского педагогического. К началу июля на программы подготовки педагогических кадров здесь подано уже порядка 8200 заявлений, включая бакалавриат, магистратуру и аспирантуру.
Также наблюдается заметный рост интереса к программам среднего профессионального образования. В Университетском колледже ОмГПУ в этом году обучается рекордное количество студентов – порядка 700 человек. Этот выпуск стал для колледжа особенным: впервые дипломы получили будущие учителя начальных классов. Более трети выпускников завершили обучение с отличием.
Министр просвещения отметил, что высокий интерес к колледжам – общероссийская тенденция: «Наблюдаем феномен среднего профессионального образования. За две недели в колледжи и техникумы на все формы обучения подано порядка 450 000 заявлений. Это почти на 200 000 больше в сравнении с прошлым годом».
Во время пресс-конференции также были подведены итоги ЕГЭ. В этом году в экзаменационной кампании приняли участие около 682 тысяч человек, из них более 631 тысячи – выпускники текущего года. ЕГЭ прошел во всех регионах России и в 55 зарубежных странах. Организацию экзаменов обеспечивали свыше 300 тысяч специалистов, в том числе 6 тысяч медицинских работников. Безопасность и прозрачность процедуры обеспечивали около 40 тысяч общественных наблюдателей.
«Мы подводим итоги учебного года, итоги экзаменационной кампании 2025 года. Я хочу начать со слов благодарности нашим педагогам за учебный год в целом и за организацию экзаменов в частности. Они прошли на высоком уровне, без серьезных происшествий, в штатном режиме», – отметил министр.
Сергей Кравцов напомнил, что в ближайшие два года не планируется вводить обязательный ЕГЭ по истории для поступления на гуманитарные направления. При этом в образовательном сообществе тема обязательного экзамена по истории остаётся актуальной, его введение планируется через несколько лет. Комментируя возможное нововведение, проректор по учебной работе Омского педагогического, кандидат исторических наук Елена Викторовна Черненко ранее отмечала:
«История – это тот предмет, который составляет мировоззренческую основу воспитания школьников. Логично, если выпускник будет демонстрировать свои знания исторических процессов как результат гражданского воспитания в школе. Соответственно, это будет формировать общую базовую мировоззренческую основу для студентов, получающих высшее гуманитарное образование. С педагогическими профессиями все довольно однозначно, потому что любой работающий с детьми человек должен знать базовые исторические процессы и разбираться в них, ведь это тот самый фундамент образования. История – единый ментальный код, который позволит говорить на одном языке учителям истории, физики, биологии и других».
Сергей Кравцов сообщил, что продолжается работа над Стратегией развития образования. Среди приоритетных направлений – повышение статуса профессии педагога, совершенствование инфраструктуры, вопросы миграционной политики. На сегодняшний день готовится комплексный план по реализации документа.
«Мы работаем над новой системой оплаты труда педагогов, понимая необходимость увеличения зарплат», – подчеркнул министр просвещения.
Педагогическое образование вновь становится выбором будущего. По мнению экспертов, сохраняющийся интерес к этой сфере – результат последовательной работы по модернизации учебных программ, практико-ориентированного обучения, а также новых карьерных возможностей, которые сегодня открываются перед молодыми специалистами.