В канун Дня учителя и 90-летия университета мы пообщались с профессором кафедры педагогики Аркадием Петрусевичем, который связал всю жизнь с Омским педагогическим и с радостью и гордостью продолжает свою преподавательскую миссию. О том, как Аркадий Аркадьевич выбрал путь педагога, о студенчестве и учительстве сквозь года – обо всем этом и не только читайте в нашем интервью.
Вы – один из героев фильма к 90-летию университета. Меня очень зацепила фраза, что вся Ваша жизнь связана именно с Омским педагогическим. Когда и как Вы впервые узнали о нашем университете?
Было это в 1972 году. Я окончил 11 классов школы рабочей молодежи № 6 и работал токарем на заводе «Полёт». У меня там всё достаточно хорошо складывалось: участвовал во всевозможных соревнованиях, заработок был достойный, даже лента «Лучший молодой рабочий» имелась. Кроме всего этого, был один важный вопрос: что делать дальше. Исхода было два: либо оставаться на заводе в качестве рабочего, которого все знают, либо всё-таки уходить куда-то учиться. В школе я учился хорошо, был одним из лучших учеников в выпускных классах, но больше всего получалось что-то, что связано с математикой. Помню, учитель математики Василий Александрович Косолапов мне постоянно говорил: «Аркадий, только в педагогический! Только в педагогический!» Вот так я сюда и попал.
Своему учителю я верил, потому что, знаете, верится обычно людям, с которыми у тебя всё благополучно складывается и рядом с которыми ты успешен. Итак, я пошел в педагогический на дневное. Хоть по возрасту был не семнадцатилеткой, а постарше, но тем не менее после армии поступил довольно легко. Начинали тогда учиться на Партизанской, там был единственный на тот момент корпус. И я в первый же год окунулся в атмосферу пединститута с головой. Нас, первокурсников, сразу включили в отряд, который занимался уборочными работами. Так мы и уехали всей группой на уборку урожая, а он был в том году хороший. Принимали нас в совхозе Черлакского района. Там меня научили работать на комбайне, больше месяца работал на нём. Намолотили много, ведь и я, и мои однокурсники ответственно к делу подходили. Даже грамоты обкома партии получили. Так получилось, что с уборочной героем приехал. В итоге понял, что и в этом институте буду успешным.
Задумывались ли в детстве о профессии учителя? Откуда берет начало Ваша любовь к педагогике?
Когда маленьким был, мыслилось по-другому. Детство закончилось у меня в 8 классе в Белоруссии. Учился я по старой программе: мы оканчивали среднюю неполную школу и в 7 классе получали аттестаты. Однако я всё-таки пошел в 8 класс. Надеялся, что окончу 10 классов, но жизнь распорядилась иначе. У меня сестра жила в Омской области, звала к себе: «Приезжай, чего ты там в Белоруссии застрял?» Ну я собрался, приехал сюда и в 1962 году поступил в училище № 21. Был единственным, кто сразу получил второй разряд, хотя десять месяцев всего учился. И меня долго не принимали на завод, поскольку был моложе 16 лет. Но проблемы решились, вскоре стал работать токарем. 2,5 года находился в этом месте как до армии, так и после нее. Окончил 9,10,11 классы по новой программе. Знаете, был такой ускоренный набор на 3 года, мы оканчивали 3 класса за 2 года. Как с пятилетками в прежние времена было: пять за четыре. Так и мы попали в этот лозунг. Вот тогда-то после окончания и возникли мысли о педагогическом институте.
Как сложилась Ваша судьба после окончания первой ступени обучения?
Окончил Омский педагогический я в 1976, а работать начал в 1975 году. Был учителем математики в школе № 134. Когда мы выпустились, не надо было распределяться. Я уже был распределен. У меня уже были дети, класс, родители, руководители школы, и вопрос, где мне быть, решился сам собой.
Когда появилась идея основать собственную научную школу? Расскажите о ней, пожалуйста.
Вопрос хороший. Когда пришло время уходить из школы, я работал завучем в школе № 134. Уходил тяжело: с одной стороны, было желание заняться наукой, с другой стороны – были дети, к которым был сильно привязан. Заведующий РАНО, отпуская меня из общего образования в высшее, задал мне такой вопрос-напутствие: «Школу не забудешь?» Я ответил ему: «Нет, не забуду». Я решил: всё, что я буду делать в науке, будет связано со школой. Поэтому моя первая диссертация на степень кандидата педагогических наук была связана с работой со школьниками. Называлась она «Формирование ответственного отношения к учению в коллективе старших пионеров». Во второй же рассказывалось о социокультурной трансформации школы в процессе ее развития. Обе диссертации имели вторую экспериментальную часть, которая была посвящена тому, как и что можно изменить, то есть поиску механизмов, которые позволяли изменить качество образования, построить развивающуюся школу. Естественно, мои аспиранты поддерживали мою идею, в которой социокультурная трансформация школы отражалась в действиях учителей, самих детей, классных коллективов. Все диссертации, которыми я руководил, были посвящены школам, и я всегда помнил и буду помнить слово, которое дал много лет назад, чтобы работать в этом направлении.
Каковы фундаментальные, по Вашему мнению, принципы для оптимального, эффективного воспитания и обучения школьников/студентов?
Фундаментальными вопросами развития образования я не особо занимался. Потому что фундаментальные вопросы – это вопросы хорошо организованной теории. Меня больше интересовали практические механизмы, ради которых и строились все научные диссертации. Это были проблемы, где требовалось найти такие условия и факторы, благодаря которым осуществлялось развитие учителя, ученика и школы в целом.
Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать настоящий педагог?
Хочу сказать, что можно перечислить много качеств. Есть даже целая теория о качествах учителя. Однако для меня главных два: любовь и ответственность. Потому что любовь – это любовь к профессии, любовь к детям, любовь к себе как к человеку, который заслуживает уважения за то, что он делает. Любовь – то, что двигает прогресс. Без любви не бывает ни мотивации, ни действий. А ответственность – это в первую очередь честность. Честность по отношению к тем, кого ты учишь, с кем работаешь и строишь научные исследования. Честность – то, что составляет основу ответственности. Без честности нет ответственности. Вот эти две вещи больше всего меня вдохновляют на работу.
90 лет – это уже внушительная дата. Каким Вы помните университет в свои студенческие годы и каким видите его сейчас?
Я пришел сюда еще в то время, когда это был институт и все располагались в одном здании. Всем было трудно, не хватало помещений, но вуз виделся нам местом, где было много хорошей студенческой суеты. Там мы строили не только профессиональные, но и в целом жизненные планы, поскольку мы были вовлечены в кружки, проекты, секции. Жили в трех семестрах: для нас существовало два учебных семестра и третий, который мы называли студенческим. Это было лето в студенческих отрядах. Я посвятил студотрядам больше 10 лет педагогической жизни. Четыре раза отправлялся в путешествия в качестве командира, комиссара, бойца, долгое время работал в Штабе студенческих отрядов. Более того, будучи преподавателем, трудился командиром зонального штаба, где работали наши педагогические отряды. Мне казалось, что тот запал, который сложился еще в пединституте, большей частью перешел и в ту ситуацию, когда вуз стал университетом.
Что же изменилось? Всего стало больше: помещений, техники, людей, программ. Но я не заметил, чтобы увеличение количества благотворно повлияло на качество. Многое стало попросту растворяться. Студотрядов долгое время не было в силу экономических обстоятельств в государстве. Кроме того, обучающиеся стали меньше задействоваться в форумах студенческого творчества. Раньше были турниры КВН между факультетами, к каждому празднику направления готовили выступление. Все это творчество студенческое изменилось. Не скажу, что оно стало хуже. Оно стало другим. Скажем, в былые годы здорово проявлял себя физический факультет. Он так хорошо раскрывался, когда выступал как студенческая республика. Физики, математики, естественно-географический факультет (ныне ЕНО) – всё это были забойные факультеты. Они создавали праздник в институте и на первых порах его превращения в университет, но потом все изменилось. Появились более профессиональные вещи, а факультетское творчество не расширилось, а сузилось.
Что Вы могли бы пожелать родному университету и коллегам в преддверии Дня учителя?
Когда мы думаем о пожеланиях коллективу, университету, то прежде всего думаем именно о людях. И если говорить о пожеланиях вузу вообще, то мне очень хочется, чтобы мы нашли способ подбора своих абитуриентов. Своих, тех, которые мечтают быть педагогами. Хочется, чтобы к нам приходили ребята, которые уже заряжены и думают, как получить хорошую педагогическую профессию, чтобы это были не случайные люди. Итак, моё первое пожелание – развивать такие формы и способы работы с молодежью, чтобы она приходила сюда. Одну такую форму мы, к счастью, уже нашли. Это наши педагогические классы. Желаю, чтобы они стали кузницей новых кадров, которые придут, сядут за парты и действительно захотят учиться.
Второе пожелание адресовано нашему педагогическому коллективу. Хочу, чтобы мы были спаяны единой целью – грамотно готовить специалиста, будущего учителя, педагога, который будет участвовать в самых сложных и крупных проектах, организующих развитие страны. Необходимо, чтобы каждый из нас хорошо понимал, что делает: мы готовим того человека, за которым будущее государства. Если это всегда будет пониматься нами и служить для нас руководством к действию, то это будет здорово.
Конечно, многие хотят славы и денег: мы все-таки не на облаке живём. Поэтому, разумеется, хочется, чтобы материальные трудности, которые иногда переживают люди, не послужили основой поиска других мест, где человек может урвать кусок побольше. Желаю, чтобы в день рождения учительства и накануне юбилея нашего вуза всё образовывалось и в духовном, и в материальном отношении.