Программа академической мобильности – часть федерального проекта, направленного на создание единого образовательного пространства. Так, педагогические вузы включились в инициативу, организовав трёхнедельную программу для студентов факультетов иностранных языков ОмГПУ и Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Вузы разработали уникальную программу, привлекательную для студентов и педагогов. Актуальные навыки, новые методики и подходы – все это стало доступным благодаря взаимодействию между учебными заведениями. На протяжении месяца второкурсники Мирон Вахрушев, Яна Колпакова и Александр Галимзянов изучали немецкий и английский языки в Красноярске.
«Тот факт, что мы реализуем Ядро педагогического образования при разнице в программах, делает возможным организацию подобных стажировок. Мы видим большой потенциал еще и в том, что студенты в процессе обмена участвуют во внеучебной жизни принимающего вуза. Факультет иностранных языков – это один из главных наших инициаторов: у ребят активная внеучебная жизнь, поэтому красноярские студенты посетили коммунарский сбор, а до этого дни испанского языка. И наши студенты в рамках прохождения стажировки в Красноярске тоже увидели мероприятия, яркие, праздничные, значимые, ценностно-ориентированные. Это то, что не стандартизируется и очень обогащает ребят, развивает надпредметные навыки. Мы очень дорожим нашим взаимодействием, однозначно нацелены на дальнейшее сотрудничество», – отметила ректор ОмГПУ Наталья Станиславовна Макарова.
«Этот опыт у нас первый, хотя мы сотрудничаем с Красноярским педуниверситетом очень давно. Были определенные сложности. Например, даже при наличии ядра у нас изучение двух языков начинается на первом курсе, а у наших коллег второй иностранный язык стартует на втором курсе. Потребовались определенные организационные решения, чтобы студенты могли посещать занятия разных курсов и чтобы это соответствовало образовательной программе», – рассказала декан факультета иностранных языков ОмГПУ Светлана Юрьевна Полуйкова.
«Учебная программа различается. На текущем этапе обучения получилось так, что у нас приоритет отдаётся языковым дисциплинам, а в КгПУ – методике преподавания. В целом академический обмен – интереснейший опыт. Сложности отсутствовали, только вначале привыкали к новому расписанию пар. Любопытно наблюдать разные квалифицированные подходы к обучению. Студенты очень отзывчивые, что очень приятно. Считаю первый опыт обмена удачным и советую попробовать каждому. Выход из зоны комфорта – основная причина попробовать что-то новое!» – поделился Александр Галимзянов.
Программы академической мобильности сочетают в себе образовательную и культурную части, поэтому студентам удалось познакомиться ближе с самим Красноярском и внеучебной средой университета. «Из официальной программы запомнились Краеведческий музей и Театр оперы и балета, статуя Иисуса Христа и часовня Параскевы Пятницы. Коллективы приняли нас хорошо, часто мы проводили досуг с третьекурсниками. Они и показали нам самую длинную в России лестницу и „студку“ – пространство в университете, где студенты готовятся к выступлениям, в том числе музыкальным», – рассказал Мирон Вахрушев.
По возвращении домой представители университетов решили подвести итоги первого академического обмена. Руководство вузов, преподаватели и студенты в формате онлайн-конференции рассказали о своих впечатлениях, достигнутых результатах и наметили план работы.
«Одним из главных достижений можно считать то, что мы проработали технологию обмена: сравнение учебных планов, подготовку расписания и культурной программы, проведение зачетов и перезачетов. Мы, безусловно, хотим продолжать работать в данном проекте по академической мобильности, поскольку это создает хорошие условия для того, чтобы формировались, развивались профессиональные компетенции», – добавила Светлана Юрьевна Полуйкова.
Также декан отметила, что такие образовательные возможности формируют адаптивность и мобильность как у студентов, которым необходимо в короткий срок привыкнуть к новому городу, коллективу, так и у педагогов. За поездкой студентов стоит большая работа над состыковкой учебных планов и календарных графиков: сроки практик и отдельных дисциплин разнятся, важно обеспечить как качество усвоения знаний, так и их итоговый зачёт. Гибкость подхода позволила расширить круг контактов студентов: они посещали занятия вместе с группами других курсов, знакомясь с новыми преподавателями, а на своих курсах могли послушать дисциплины, которые в родном вузе в плане стоят в другое время. Получение уникального опыта, знакомство с различными подходами к преподаванию и воспитанию – все это создает настоящую палитру возможностей для будущих педагогов.