+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Советник по воспитанию: профессия будущего, проектируемая сегодня

Советник по воспитанию: профессия будущего, проектируемая сегодня

27.11.2025

За стенами аудиторий и за пределами учебных планов в нашем университете рождаются идеи, способные менять не только образовательные практики, но и культурную, социальную реальность вокруг нас. Сегодня мы расскажем об одном из таких инициативных проектов, который уже набирает обороты в ОмГПУ: «Проектирование вариативных моделей подготовки советников директора по воспитанию в высшем и дополнительном профессиональном образовании».

Цель проекта заключается в теоретическом обосновании и проектировании моделей подготовки советников директора по воспитанию.

С 2022 по 2024 год подготовка советников осуществлялась преимущественно в рамках программ дополнительного профессионального образования. Уже в 2023 году ряд вузов запустили программы подготовки советников на уровне магистратуры или бакалавриата. Несмотря на признание важности деятельности советников по воспитанию, существует дефицит научно обоснованных подходов к подготовке специалистов данного профиля.

Юлия Борисовна Дроботенко, профессор кафедры иностранных языков (межфак), заведующий кафедрой педагогики ОмГПУ, рассказала о научном проекте, а также о достигнутых результатах в рамках реализации нового направления педагогического образования в ОмГПУ.

 В чем заключается Ядро высшего и дополнительного профессионального образования в части подготовки советников директора по воспитанию?

– Ядро высшего педагогического образования определяет ключевые характеристики и параметры основных профессиональных образовательных программ педагогических направлений подготовки. В рамках проведенной НИР нами были разработаны методические рекомендации для актуализации подготовки советников директора по воспитанию для двухпрофильного и однопрофильного бакалавриата, что отразилось в определении индикаторов достижения компетенций, требований к минимальному рекомендуемому объему ООП по модулям и практикам, требований к структуре и общих характеристиках содержания каждого модуля, типах и формах практик, примерных заданиях для самостоятельной работы, оценочных материалах.

Кроме этого, разработана структура и содержание демонстрационного экзамена для проведения текущей, ГИА и независимой оценки квалификации обучающихся по программам подготовки советников директора. Подготовлена аналитическая записка к Ядру педагогического образования направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование направленность (профиль) «Советник директора по воспитанию» по реализации модуля «Профессиональная подготовка советника директора по воспитанию», 70 з.е., направленного на формирование готовности обучающихся к решению педагогических, проектных, организационно-управленческих и культурно-просветительских задач профессиональной деятельности.

Для подготовки советников директора по воспитанию в дополнительном профессиональном образовании разработан курс повышения квалификации «Технологии и практики организации воспитательной деятельности в школе советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», 72 часа, и примерная программа переподготовки. 

 Были ли уже разработаны или реализованы вариативные модели подготовки советников директора по воспитанию на уровне высшего образования и дополнительного профессионального образования?

– В высшем педагогическом и дополнительном профессиональном образовании некоторые модели подготовки советников директора по воспитанию уже реализуются. Нашей задачей было обосновать вариативность таких моделей подготовки советников с учетом запроса системы образования, конкретных образовательных организаций, личных запросов специалистов в области воспитания, карьерных траекторий советников, их профессионального опыта и решаемых профессиональных задач.

В целом, можно говорить о следующих моделях подготовки:

  • целевая модель – монопрофильная подготовка в рамках программы педагогического бакалавриата;
  • комплементарная модель – двухпрофильный бакалавриат, включающий подготовку советника и учителя-предметника;
  • формирующая (рефлексивная) модель – подготовка в рамках магистерских программ для тех, кто имеет педагогическое образование и готов к «формированию» вариативной траектории профессионального развития в качестве советника директора по воспитанию;
  • дефицитарная модель – подготовка в рамках магистерских программ для тех, у кого нет педагогического образования и кому требуется получение профессиональных компетенций педагога, содержательно включающих индикаторы деятельности советника директора по воспитанию.

 Какие основные результаты исследовательской деятельности можно озвучить на сегодня?

– Мы заканчиваем исследование и можем сказать, что все задачи были решены и планируемые результаты достигнуты: определена методология построения вариативных моделей подготовки советников директора по воспитанию; обоснован перечень профессиональных задач советников по воспитанию; представлена вариативность моделей подготовки советников директора по воспитанию на уровне высшего образования и дополнительного профессионального образования; разработана программа демонстрационного экзамена для проведения текущей, государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации обучающихся по программам подготовки советников директора по воспитанию; получены свидетельства о регистрации результатов интеллектуальной деятельности; опубликовано 18 статей ВАК и 19 статей РИНЦ.

Результаты широко апробировались на научных и методических семинарах, конференциях, экспертных сессиях и дискуссионных площадках разного уровня и формата.

 Можно ли считать проект «Советники директора по воспитанию» эффективным и выполняющим задачи, которые ставит перед всеми нами план реализации государственной политики в сфере образовании и науки?

– Безусловно, это так. Подготовка специалиста в области воспитания подрастающего поколения является одним из актуальных вопросов в мировой повестке высшего образования. Специалист, занимающийся решением задач воспитания, есть в школах большинства стран мира.

В нашей стране советник директора по воспитанию – это специалист, организующий и координирующий воспитательную деятельность в образовательной организации и осуществляющий взаимодействие с детскими общественными объединениями. Сейчас происходит институализация профессии советника по воспитанию, и это, несомненно, позволит повысить эффективность воспитательной деятельности в образовательных организациях.

Исследование выполнено в рамках государственного задания на 2025 год на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Проектирование вариативных моделей подготовки советников директора по воспитанию в высшем и дополнительном профессиональном образовании» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России от 25.04.2025 № 073-03-2025-053/1).

Центр коммуникации и управления проектами