В течение семи лет конкурс проектов для детей с особенностями здоровья традиционно проводился на кафедре дефектологического образования, а в последние три года он вырос за пределы кафедры, охватив благородной инициативой весь университет. Как отмечает организатор состязания, доцент кафедры Ольга Кузьмина, это прошло из-за того, что все третьекурсники вуза начали изучать дисциплину «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».
С февраля по май студенты всех факультетов не только разрабатывали проекты, но также апробировали их и представляли результаты на суд жюри.
В этом году разработаны и реализованы 33 проекта, в которых приняли участие 434 студента. Научное руководство осуществляли восемь преподавателей кафедры дефектологического образования.
Студенческие проекты касались исследований в области специальной педагогики и психологии, включения детей с нарушениями в развитии в инклюзивное образовательное пространство, а также были представлены различные методические разработки занятий, внеклассных мероприятий и уроков. Проекты получились разнообразными и связанными с будущей профессиональной деятельностью студентов.
Целевая аудитория проекта, для которой студенты придумывали обучающие и развивающие занятия, игры, флешмобы также многообразна. Это дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с сенсорными, речевыми и интеллектуальным проблемами развития, с сочетанными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития.
Вклад проектных групп велик, ведь каждое занятие помогает детям с инвалидностью расширять кругозор, социализироваться и получать ценный опыт в условиях осторожного и сдержанного отношения современного общества.
Базами для реализации студенческих проектов стали как образовательные организации и подразделения ОмГПУ, так и крупные культурные институции города:
- Адаптивная школа-детский сад № 301,
- Адаптивная школа № 17,
- Средняя общеобразовательная школа № 21,
- Адаптивная школа № 19,
- Средняя общеобразовательная школа № 24,
- Кванториум и Технопарк ОмГПУ,
- Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля,
- Музей-исторический парк «Омская крепость» и Центр военной реконструкции «Служилые люди Сибири».
Члены жюри отметили высокое качество проектов и сложность выбора. В результате было принято решение о присуждении нескольких призовых мест.
Результаты конкурса:
Номинация «Организация и сопровождение образовательных инициатив студентов в области специального и инклюзивного образования»:
1 место
- студенты 3-го курса профиля «История и обществознание» (И-31) с настольной игрой «Ермак: покорение Сибири»;
- студенты 3-го курса профиля «Музыкальное образование» с концертно-образовательной интерактивной программой с элементами логоритмических заданий для детей с ОВЗ «Сердце звука»;
2 место
- студенты 3-го курса профиля «Иностранные языки» (301 и 302 гр.) с развивающими ковриками со страноведческим аспектом;
3 место
- студенты 3-го курса профиля «Право и история» (П-31) с инклюзивным погружением в историю «Дорога к прошлому»;
- студенты 3-го курса профиля «Физика и математика» (ФМ-34) с экскурсией в мир магической физики.
В номинации «Развитие инклюзивного образования в Омской области» победителем стали студенты 3-го курса профиля «Дошкольная дефектология» с чат-ботом «Консультант по психолого-педагогическому консилиуму образовательной организации».
Приз зрительских симпатий получили студенты 2-го и 3-го курса профиля «Логопедия» с двумя проектами:
- Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ посредством дневника самоконтроля.
- Тренинг по развитию мягких навыков и отработке навыков взаимодействия в психолого-педагогическом консилиуме.
- Главная цель конкурса, выявление и развитие психолого-педагогических компетенций студентов ОмГПУ.
В задачи конкурса входит:
- повышение мотивации студентов к проектной деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- отбор и поддержка студенческих инициатив, направленных на развитие инклюзии в обществе;
- создание условий для взаимодействия студентов вуза с педагогическими работниками, потенциальными работодателями;
- развитие умения отбирать оптимальные способы организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, проектировать учебный процесс для совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием.
Высокое качество проектов и широкий круг партнёров-баз реализации показывает, что организаторы конкурса, студенты и наставники проектных групп на верном пути, их инициатива и знания нужны городу и людям!