Накануне министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов выступил на стратегической сессии «Развитие образования в Российской Федерации до 2040 года». Он представил цели готовящейся Стратегии развития образования, сообщил о вызовах, которые важно в ней обозначить, и дал старт процессу обсуждения в регионах.
«Наша задача — подготовить Стратегию, которая будет представлять консолидированное мнение профессионального сообщества, учеников и родителей, органов власти по развитию системы образования до 2036 года с перспективой до 2040 года. Сегодня уже многое сделано: продолжается формирование единого образовательного пространства, в школах реализуется единая программа воспитания. Нам важно эти тенденции закрепить, чтобы выпускники любили свою Родину, придерживались традиционных духовно-нравственных ценностей. А также необходимо, чтобы школа давала широкий кругозор и готовила к получению профессионального образования», — сказал Сергей Сергеевич Кравцов.
Глава Минпросвещения отметил, что подготовка документа координируется Администрацией Президента России, Правительством России и лично заместителем председателя Правительства РФ Дмитрием Николаевичем Чернышенко.
В разработке Стратегии участвуют представители всех 89 субъектов Российской Федерации, более 650 экспертов из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, а также ученые, общественные деятели и представители родительского сообщества.
Профессионально-общественное обсуждение проекта Стратегии продолжилось сегодня в Омской области на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Омской области. Перед участниками стоит задача учесть как современные вызовы, так и региональные особенности и возможности: стремительное изменение рынка труда, демографические вопросы, необходимость обеспечения научно-технологического и производственного суверенитета, масштабную цифровизацию всех сфер жизни, экономико-административные барьеры, беспрецедентное санкционное и идеологическое давление и др.
Работа проходит в 14 тематических группах:
- Дошкольное образование
- Общее образование
- Стратегия развития СПО
- Высшее образование
- Дополнительное профессиональное образование
- Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации
- Воспитание гармоничной личности
- Психологические аспекты образовательного процесса
- Цифровизация
- Бесшовность образования и количественные показатели
- Модели управления и экономика образования
- Мнение будущего
- Экспорт образования
- Отдых и оздоровление
Все группы взаимодействуют между собой, чтобы избежать дублирования усилий и создать синергетический эффект. В каждую из групп входят руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и педагогические работники образовательных организаций всех типов, в том числе большая команда Омского педагогического: ректор Наталья Станиславовна Макарова, первый проректор Иван Иванович Кротт, проректор по науке Ирина Петровна Геращенко, проректор по учебной работе Елена Викторовна Черненко, проректор по воспитательной работе Владимир Владимирович Белоусов, декан факультета психологии и педагогики Андрей Юрьевич Асриев, директор научно-методического центра Галина Аркадьевна Федорова, директор института дополнительного образования Сергей Григорьевич Алексеев, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Юлия Евгеньевна Шабышева, заведующая кафедрой педагогики Юлия Борисовна Дроботенко, доцент кафедры педагогики Татьяна Юрьевна Соловьева, начальник отдела международного сотрудничества Людмила Валерьевна Бевзюк.
Командные разработки по направлениям будут обобщены и направлены в Министерство просвещения Российской Федерации. До сих пор в России не было единой Стратегии, в которой содержались бы четко сформулированные основные задачи развития образования. Образовательная стратегия должна быть суверенной, эффективно отвечать на внешние вызовы и соответствовать современным запросам экономики и общества.
«В ближайшее время, в январе, аналогичная стратегическая сессия пройдёт уже в рамках федеральных округов. Делегации представителей регионов Сибирского федерального округа соберутся для обсуждения под руководством министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова в Горно-Алтайске. Результаты нашей с вами региональной работы будут важны для этого следующего шага. Кроме того, я уверена, сопричастность к созданию нового документа, аналогов которого не было в нашей стране, – это не только почетно, но и приятно, ведь сфера образования активно работает с вызовами и не боится сложных условий», — отметила министр образования Омской области Ольга Геннадьевна Степанова.
На апрель 2025 года запланирован Всероссийский педагогический съезд по обсуждению Стратегии, в котором примут участие педагоги, преподаватели вузов, координаторы по воспитательной работе, народные учителя - все те, кто заинтересован в ее принятии. Курирует разработку Стратегии заместитель председателя Правительства России Дмитрий Николаевич Чернышенко. По его мнению, спорные вопросы не могут войти в Стратегию без проработки путем конструктивного многоступенчатого обсуждения и выработки эффективных путей решения.
Акцентами при формировании Стратегии сегодня можно назвать усиление междисциплинарного подхода, бесшовность образования и воспитательной политики, снижение бюрократической нагрузки, повышение престижа профессии педагога.
Утверждение Стратегии планируется в мае этого года. Стратегия развития образования до 2036 года с перспективой до 2040 года разрабатывается в соответствии с поручением Президента России Владимира Владимировича Путина и обеспечивает всестороннюю подготовку молодых поколений к вызовам будущего.
Некоторые предложения от рабочих групп:
- Усовершенствовать инструменты для увеличения темпов обновления образовательных программ;
- Синхронизировать образовательные программы с потребностями рынка труда
- Обеспечить прозрачность взаимодействия между уровнями образования;
- Сформулировать статус педагогического работника;
- Учесть экономические особенности региона;
- Дать проработанную и объективную методологию оценке воспитания;
- Сформировать преемственность и согласованность воспитательной работы между уровнями образования и профессионального становления;
- Определить систему подготовки кадров для обеспечения воспитательной работы;
- Предусмотреть инструменты преодоления замещения количественными показателями качественных результатов при проведении воспитательной работы;
- Предусмотреть механизмы повышения родительской ответственности за воспитание и вовлечения семей в деятельность системы воспитания;
- Ввести в штат специалистов, отвечающих за техническую поддержку;
- Расширить подход к цифровизации - включение всех ступеней образования;
- Блок, связанный с искусственным интеллектом, интегрировать и в другие блоки стратегии;
- Соблюдать баланс между вниманием к оценке в рамках естественнонаучного, точного и гуманитарного циклов с дополнением перечня показателей оценки;
- Разработать программы подготовки тьюторов-наставников для иностранных студентов на федеральном уровне;
- Гармонизировать законодательство в сфере миграции и образования;
- Ввести критерии эффективности для обучения иностранных студентов к существующим количественным показателям.