В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Юлия Айданова окончила факультет иностранных языков ОмГПУ. Сейчас она успешно работает преподавателем кафедры иностранных языков (межфак). В этом году отмечает 20 лет в профессии. Юлия Файзиевна является представителем третьего поколения двух педагогических династий тобольских учителей – династии Файзуллиных и династии Айдановых. Общий педагогический стаж семьи насчитывает несколько сотен лет. Мы поговорили с педагогом и узнали о том, как меняет человека работа со студентами и какими педагогическими фишками пользуется наша героиня в профессии.
Расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Каким оно было, о чем мечталось, кем хотелось стать?
Я родилась в поселке на полуострове Ямал. Несмотря на суровые условия жизни, свое детство я считаю счастливым. У меня были настоящие школьные друзья, с которыми мы вместе учились, занимались в кружках, общались вне стен школы. Эту дружбу мы сохранили, общаемся и встречаемся и во взрослой жизни, хотя живем в разных городах. С друзьями мы мечтали о том, что получим хорошее образование, сделаем правильный выбор профессии, заведем семьи, станем родителями и будем для своих детей примером. Во время летних каникул мы путешествовали с родителями по стране, каждый год я, сестра и брат обязательно гостили у бабушек.
В школе я не думала о том, кем стать. Я просто любила учиться, мне нравилось проявляться творчески на сцене, принимать активное участие во всех школьных мероприятиях. Сейчас я понимаю, что на мой выбор профессии повлияли мои дедушка и бабушка. В моем роду много уважаемых учителей. Я являюсь представителем третьего поколения двух педагогических династий тобольских учителей – династии Файзуллиных и династии Айдановых. Общий педагогический стаж семьи насчитывает несколько сотен лет. Основоположником моей педагогической ветви является мой дедушка Мухаметситдык Абубакирович Айданов. Моя бабушка из одной из ранних по времени и большой по обхвату поколений учительской семьи Тобольского района – династии Файзуллиных. Каким именно педагогом и наставником был мой дед, я не знаю. Его рано не стало. Но по добрым многочасовым допросам о предстоящей дискотеке и юмору на тему мальчиков моего папы Файзи могу предположить, что хулиганов и двоечников в кабинете директора школы ожидало приятное удивление от общения с Большим человеком. По тому, какую любовь к путешествиям и покорению неба привил дед моему папе – летчику гражданской авиации, могу представить, как он раскручивал глобус на уроках географии перед своими учениками и заряжал их тягой к знаниям.
Бабушку помню по школьным летним каникулам, проведенным в доме ее дочери Алсу Мухаметситдыковны. В ежедневных ритуалах домашней летней школы с многократным спокойным повторением материала Айсулу Файзулловны иногда узнаю себя.
Кто из школьных учителей был для Вас примером и наставником?
Я благодарна судьбе за щедрость на лучших учителей, не соответствовать достоинству, чести, любви к детям, открытости в общении с ними, неиссякаемой творческой энергии которых теперь уже на своем собственном педагогическом пути не представляется возможным. В своей работе стараюсь подражать своему первому учителю Екатерине Николаевне Руссу. Ее улыбка, доброе, уважительное и внимательное отношение к абсолютно всем ученикам класса – это именно то, что помогало нам раскрываться, узнавать новое и подружиться на многие годы.
Многие мои учителя повлияли на мое становление. Это прежде всего те, кто учил меня основным предметам с 5 по 9 класс. Учитель математики и геометрии Валентина Николаевна Каримова и учитель русского языка и литературы Мария Ивановна Ельдецова. Всегда вспоминаю добрым словом и всех своих классных руководителей, особенно преподавателя иностранных языков Ангелину Степановну Трубкину.
Примером и наставником также считаю нашего хореографа и руководителя образцового коллектива народного танца «Калинка» Марину Владимировну Ивкину.
Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор профессии?
Так получилось, что не я выбирала профессию, профессия учителя учителей выбрала меня. Думаю, мой путь к профессии – это цепочка последовательных событий, предначертанная судьбой. Я всегда знала, что в моем роду много учителей, но по окончании средней школы я еще не ответила на самый задаваемый детям вопрос «кем ты хочешь стать?» и выбрала специальность по любимому предмету – «Иностранный язык». Единственным вузом в городе, в котором на тот момент был факультет иностранных языков, оказался ОмГПУ. Получив диплом учителя английского и немецкого языков и предложение остаться работать в альма-матер, я с радостью приняла его.
Поделитесь наиболее запомнившимися моментами из студенчества?
Учеба на факультете запомнилась прежде всего посвящением в студенты. На факультете проводят это мероприятие в советских традициях Коммунарского сбора. Мы готовились два месяца, было много творческих заданий – сценки, переделки песен и стихов. Обряд посвящения проходил в стенах родного факультета в воскресный день. Посвящение закончилось поздно вечером, к этому времени мы настолько прониклись атмосферой мероприятия и любовью к родному факультету, что готовы были целовать его стены, принести из дома раскладушки и жить там.
На чьи занятия нравилось ходить больше всего?
Учеба на языковом факультете – испытание на прочность. Первые два курса мы учились круглыми сутками. Фонетику преподавала строгая Лилия Павловна Павличенко. Помню, как приходила после занятий домой и не знала, за какие из ее 20 заданий, заданных к следующему дню, хвататься, подготовка к занятиям по практической фонетике часто затягивалась до самого утра. Основы грамматики закладывала один из лучших, по моему мнению, грамматистов города Светлана Павловна Афанасьева. Моим любимым предметом было аналитическое чтение. Самым своим главным наставником в студенческие годы считаю Нину Никандровну Золину. Под ее чутким руководством я писала свою дипломную работу по филологии. Ее индивидуальные консультации и обучение анализу художественного текста повлияли на мое становление как молодого ученого. Умение работать со словарями и текстом на языке придавало мне уверенности во время обучения в очной аспирантуре ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. В 2012 году я защитила диссертацию по филологии в УрГПУ г. Екатеринбурга.
Появились ли у вас свои педагогические фишки?
В своей работе я стараюсь придерживаться принципа чешского гуманиста и основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить, потом учить». Убеждена, что для того, чтобы обучаться чему-то новому и раскрывать свои таланты, студентам в первую очередь должно быть психологически комфортно на занятиях. Рада, что со многими моими учениками мы остаемся на связи после окончания университета, общаемся и обмениваемся поздравлениями.
Преподавание иностранного языка – возможность для постоянного самосовершенствования и профессионального роста. За многие годы работы я так и не нашла тот самый универсальный учебник, по которому можно было бы обучать студентов разных специальностей всем аспектам речевой деятельности. Предлагаемые в учебных пособиях тренировочные упражнения и задания стараюсь дополнить современными техниками обучения, адаптировать их к профилю обучения и индивидуальным особенностям студентов.
Расскажите, пожалуйста, немного о своем первом проведенном занятии. Как это было?
К своему первому занятию я вообще не готовилась. Оформив документы в отделе кадров, я пришла во второй корпус узнать, на каких факультетах и в каких группах я буду работать. Помню, как Галина Ильинична Леднева, которая занималась распределением нагрузки на кафедре, сказала, что занятия я проводить буду уже сегодня и что она верит, что у меня все получится. Свое первое занятие я провела со студентами специальности «Связи с общественностью» на филологическом факультете. Я была приятно удивлена уровнем языковой подготовки студентов, многие из них оканчивали языковые гимназии.
Как изменила Вас работа со студентами? Чему она научила, что привнесла в Ваши будни?
Профессия учителя будущих учителей вдохновляет и мотивирует меня каждый раз входить в аудиторию с улыбкой, делиться своей любовью и уважением к профессии со своими студентами. Мне кажется, работа учителя и преподавателя идеальна для женщины. Не представляю себя уже в какой-то другой профессии. Кроме преподавательской деятельности, мне всегда было интересно совершенствоваться в переводе. Это хобби времен студенчества получило реализацию в работе в журнале «Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования», в котором на протяжении нескольких лет являюсь редактором текстов на английском языке.
Как педагогическое образование помогает в повседневности? Ради чего стоит поступать в педагогический вуз?
Я с радостью наблюдаю за тем, как меняется отношение к педагогическому образованию. Сейчас окончить педагогический вуз престижно и перспективно. Педагогическое образование – это прежде всего практико-ориентированная подготовка, а не просто знания. Умение применять знания на практике, творчески подходить к решению разнообразных задач ценилось во все времена. Здесь вас научат учиться; благодаря предметам общегуманитарного профиля, педагогике и психологии вы многое поймете о человеке и законах коммуникации. В будущем эти знания помогут в общении в семье и любом коллективе, станут поддержкой в воспитании своих детей.
Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые еще ищут свою профессиональную стезю?
Уверена, что абсолютно каждый человек обладает врожденными талантами. Многие имеют таланты в совершенно разных областях. Я бы посоветовала разобраться как можно раньше, в чем состоит твой главный талант, и выбрать профессию согласно этому.