Юлия Нацкевич – директор Центра дополнительного образования «Снейл» и директор Центра образовательной робототехники «РобоПолигон». В школе героиня нашего интервью видела себя в роли эксперта-криминалиста, но после десятого класса её будущее поменялось. Юлия продолжила педагогическую династию и стала учителем математики и информатики. О том, чем омских школьников привлекают занятия робототехникой, как эта сфера развивается в Омской области и каковы последствия робототехнической эволюции для человечества, – читайте в новом выпуске «Историй успеха выпускников».
Каким было Ваше детство? Чем увлекались и чем хотели заниматься, когда вырастете?
Мое детство прошло в селе Нижнеиртышское Саргатского района Омской области. Детство пришлось на время расцвета моего села, поэтому воспоминания остались самые яркие и позитивные. Мы все и пели, и танцевали, и катались на лыжах, занимались волейболом и баскетболом, ездили на «Королеву спорта» и школьные олимпиады. Увлекались всем и сразу. До десятого класса я видела себя в роли эксперта-криминалиста. Но мои родители и большинство родственников из педагогической среды, и в большинстве своем – учителя математики, все выпускники ОмГПУ разных лет. Поэтому в десятом классе мое будущее поменялось, я решила продолжить семейную династию и тоже стать учителем математики.
Как учеба в Омском педагогическом в целом отразилась на Вас? Что запомнилось больше всего?
В ОмГПУ меня научили учиться. Учиться всегда, везде и всему. Именно это помогло мне после выпуска из вуза в преподавании нового школьного предмета – информатики. Приходилось постоянно учиться и быть хотя бы на шаг впереди своих учеников. А запомнились мне занятия нашего любимого Виктора Далингера. Его занятия с нами по методике преподавания математики – творческий полет, сдобренный глубокими знаниями предмета, это кейсы, которые я взяла с собой в свою педагогическую жизнь.
Кто из преподавателей повлиял на Вас сильнее всего и как именно?
Елена Яковенко – педагог, который воспитал во мне не только математическую культуру, ведь я навсегда запомнила, что любой – это не каждый, а каждый – это не всякий, но и упорство в достижении образовательных результатов. Сложно мне давалась алгебра, но в итоге в дипломе – хорошо, а дипломная работа по алгебре – отлично!
Что, на Ваш взгляд, отличало математический факультет ОмГПУ от остальных? В чём была его изюминка?
Сравнивать факультеты – сложная и неблагодарная миссия. Но гордости, что ты учишься на матфаке, придавало то, что именно на нашем факультете было открыто направление «Учитель информатики» и именно мы стали первыми преподавателями этого предмета.
Как сложилась Ваша профессиональная жизнь во время обучения и сразу после выпуска?
Во время обучения в вузе моя педагогическая жизнь была связана только с педагогическими практиками в школах и первыми самостоятельными уроками в родной Нижнеиртышской школе. Каждую субботу я приезжала в деревню и становилась учителем информатики для детей моих односельчан. После окончания ОмГПУ меня взяли в омскую гимназию № 75, где я проработала 12 лет, и снова учителем информатики. Именно здесь зародились все идеи, которые я потом реализовала в своих центрах: организация и проведение дистанционных конкурсов для детей, Школа робототехники для детей, Школа преподавателей робототехники и другие.
Вы являетесь директором Школы робототехники «РобоПолигон». Расскажите об этом: для чего туда приходят дети и какие навыки они могут получить?
Школа «РобоПолигон» открылась в Омске в 2014 году. Сейчас у нас три офиса, восемь преподавателей и 420 учеников. Сегодня Школа «РобоПолигон» – это 10 образовательных ступеней, направленных на развитие инженерных, конструкторских и изобретательских навыков у детей. В основу занятий положены знания по разным направлениям: физика, математика, информатика, окружающий мир, развитие технической речи. Итогом обучения на каждой ступени являются инженерно-конструкторские навыки, формирование которых продолжается и на следующих ступенях обучения.
Как эта сфера развивается в Омской области?
Сегодня в Омской области в направлении «Образовательная робототехника» наметились важные изменения: открыто направление «Робототехника и Технология» в ОмГПУ, открываются Точки роста, растет число соревнований по робототехнике. Школа «РобоПолигон» тоже вносит свой вклад в развитие робототехники в нашем регионе. В 2018 году мы подали заявку на участие в конкурсе Президентских грантов и получили его на реализацию проекта «Школа преподавателей робототехники». В результате 100 педагогов прошли обучение и сегодня преподают робототехнику в своих образовательных организациях.
В попытках создать прототип именно человекоподобного робота больше практичности или медийности?
Мое мнение, что человекоподобный робот – это все же про практичность. Использование таких роботов сможет улучшить технологичность процессов, что будет способствовать повышению уровня жизни современного человека.
Насколько робототехника «модный тренд» в 2023 году и сохраняется ли интерес общества к ней? С кем приходится ей конкурировать?
Робототехника – это уже не «модный тренд», это уже норма жизни. Понимание родителями, обществом важности этого направления для всех отраслей экономики делает это направление одним из приоритетных в современном образовании. Главными конкурентами кружков робототехники остаются занятия в танцевальных, языковых, художественных школах. Но намечается тенденция к разностороннему развитию.
Что будут уметь роботы через 5 и 10 лет соответственно?
Через 5-10 лет роботы станут более «умными», интеллектуальными, смогут принимать решения и выполнять действия в соответствии с этим.
Если говорить о будущем – везде роботы, всё автоматизировано. Какова роль человека во всём этом?
Уже сегодня наш мир глубоко и разнообразно роботизирован, это необратимо изменило нашу жизнь. И человек без лишних волнений активно пользуется появившимися техническими возможностями. В будущем человек создаст еще более интеллектуальных роботов и тоже будет использовать их в своей жизни. Человек в мире роботов всегда будет наивысшим интеллектуальным элементом, который создает и использует роботов на благо себе.
Что можете посоветовать ребятам, ещё ищущим свою профессиональную дорогу?
Советую начинать искать свой профессиональный путь еще будучи студентом. Накопленный практический опыт вместе с багажом знаний и умением планировать свое время сделают вас после выпуска более конкурентными, а значит, ваш профессиональный путь начнется интересно и будет приносить удовольствие!