В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Антон Козлов — выпускник кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства ОмГПУ. Сейчас известный художник в технике мозаики создаёт творческие работы и обучает этому искусству студентов ОмГПУ — будущих художников. У художника есть своя мастерская KOZLOV-AKS. Антон работает там, где создавали в советское время монументальное искусство. Студенты Омского педагогического университета приезжают в мастерскую и работают над своими творческими проектами: колют смальту и камень и набирают мозаики. Антон учит их разным техникам — римской и византийской.
Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким оно было, о чём мечталось, кем хотелось стать?
Я вырос в семье, тесно связанной с худграфом: дед, папа моего отца, был деканом факультета, бабушка, мама моей мамы, там же преподавала. Родители учились и познакомились на худграфе, мама училась на курс младше, отец учился с Дороховым, Левченко, Мининым и с упоением рассказывал про их студенческие годы. В детстве в нас вкладывали дух творчества — дух худграфа.
Как давно в Вашей жизни появилось творчество? Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор специальности?
Ещё в детском саду я решил стать художником. Мне нравилось в детстве, что я могу то, что не могут другие, например нарисовать машину в перспективе и в три четверти за жвачку турбо. Я понял — это мое. Отец много рассказывал про Слабодина и Штабнова — его учителей-монументалистов. Я учился в гимназии № 85 в художественном классе. Еще в школе у меня были потрясающие педагоги. Мой учитель Юрий Леонтьевич Лакомкин уехал в Италию делать мозаику. Для меня это было что-то безумное! Помню, как я его доставал расспросами, он мне дал пару книг про мозаику, чтобы я успокоился. Как видите, не получилось.
Поделитесь наиболее запомнившимися моментами из студенчества.
Моментов было очень много. Кажется, вся учеба пролетела на одном дыхании, и всегда хочется вернуться в студенческое время. Тогда, казалось, все преподаватели были веселы и на подъёме чувств, сейчас, к сожалению, некоторых уже нет с нами. И преподаватели, и студенты создавали что-то новое, хотели и верили, а каждый просмотр на факультете был как выставка!
На какие занятия в университете нравилось ходить больше всего?
На все любил ходить. И всегда хотелось больше творить!
Когда Вы сами начали преподавать?
Наверное, это судьба. Я преподаю третий год. Как откажешь родной кафедре: позвали — пошел. Сейчас преподаю основы художественного производства. Как мы с друзьями шутим: «работаю Ярчуком». Когда-то он преподавал мозаику мне, а теперь я сам преподаю студентам.
Появились ли у Вас уже свои педагогические фишки? Как Вы проводите свои занятия? Что стараетесь донести до своих учеников?
Я передаю опыт и знания, а по большей части — любовь к мозаике. «Мозаика» переводится как «подношение к музам». Мозаикой мы отдаем все, что человечество взяло у муз, и это созданное остаётся на века.
Есть ли сейчас интерес к технике мозаики среди молодых художников?
Я заразил мозаикой как минимум пару студентов; надеюсь, рецидива не будет. Так что интерес есть.
Над чем работаете сейчас сами? Какие Ваши работы Вам особенно по душе?
В музее «Искусство Омска» открылась выставка «Территория творчества», посвящённая 20-летию специальности «Монументально-декоративное искусство» на факультете искусств ОмГПУ. В неё вошли четыре мои работы. Мне сложно сказать, какие работы любимые: все и ни одна, та, которую ещё не сделал, и те, которые уже созданы. Главное — это четко понимать, что в работе нужно выговориться, не должно оставаться недосказанностей. Тогда можно идти дальше, а то, что ты сделал, — это уже не твое.
Какие творческие проекты хочется реализовать в ближайшее время?
Конечно, мой всероссийский фестиваль российской мозаики «Омские птицы». Это большой проект, идею сейчас начали воплощать. Там я совсем в другом амплуа: такой предводитель, собираю мозаичистов, организовываю, решаю. Я счастливый человек, занимаюсь любимым делом с утра до ночи и даже ночью иногда. Хочу, чтобы мозаика жила и украшала наш город. Хочется сделать что-нибудь масштабное и знаковое, например сделать стеллу в мозаике, увековечить мозаикой в городской среде подвиг. Это все обычные желания художника монументального искусства.