75 лет Омскому государственному педагогическому университету. Какие проблемы возникают сегодня? Чем мы можем гордиться, оглянувшись назад? Что же ждет университет в будущем? На эти и другие вопросы ответит человек, который уже 17 лет плодотворно руководит университетом, – ректор ОмГПУ Константин Александрович Чуркин.
– Константин Александрович, 30 октября 2007 года исполняется 75 лет Омскому государственному педагогическому университету, многое пройдено, еще больше ждет впереди. Что, на Ваш взгляд, является основанием для гордости сегодня?
– Главным результатом деятельности института-университета и его особенностью являются его выпускники. В течение последних 50-60-ти лет в образовательных и высших учреждениях области работают в подавляющем большинстве выпускники нашего вуза. Это их заслугами в советское время создавалось лучшее образование в мире, это их трудом держалось школьное, среднее специальное и высшее образование в ранний период новой истории России, это они сегодня на острие политики модернизации образования в стране. Их десятки тысяч. И каждый из них может гордо предъявить диплом о высшем педагогическом образовании, полученном в нашем университете. Я тоже.
У меня, как студента, выпускника, преподавателя, ректора, в конце концов, гордость за университет также вызывают его успехи в разные годы. Так наши предшественники в числе первых за Уралом открыли в 1960 году в педагогическом институте художественно-графический факультет (ректор И.П. Меленков, художник А.Н. Либеров), первой в России основана в 1992 году специальность «Информатика» (академик РАО М.П. Лапчик). В числе первых в России в 1993 году институт был преобразован в университет. В конце 90-х мы начали внедрять многоуровневую систему образования (профессор В.С. Ямпольский), которая только сегодня получила законное обоснование, мы первыми в регионе создали и открыли магистратуру в 1999 году (профессор Н.В. Чекалева). Первыми в педагогическом вузе открыли специальность «Философия» (профессор Д.М. Федяев, профессор С.Ф. Денисов). В 1992 году, когда все вузы открывали коммерческие филиалы-однодневки, мы создали филиал в Таре, который стал форпостом университета на севере региона. И еще многое было сделано коллективом университета не только ради денег, а для развития образования. Так были открыты уникальные художественные, экономические специальности. В то время, когда все структуры избавлялись от летних баз отдыха, мы купили базу практик в Атаке. Мы первыми в Омске приобрели для студентов санаторий-профилакторий «Иртышский» как учебную и оздоровительную базу (проректор А.С. Ширяев и др.). Одному богу известно, скольких крови и нервов это стоило и еще будет стоить. Я не могу не уважать университет за то, что было сделано. И наши предшественники, и мы создавали все это на пике пассионарности.
– Константин Александрович, педагогический университет – это ведь особый статус, особое образование, в итоге – особая культура его выпускников?
– Да, эти качества закладываются всей системой педагогического образования, воспитываются самим государственным стандартом педагогического образования. Но делают это в конечном итоге люди: профессора и доценты, доктора и кандидаты наук, преподаватели, сотрудники университета. Даже золотой телец не смог размыть те традиции, которые формировались в течение 75 лет: уважение к личности студента, сотрудника и преподавателя, особая атмосфера доброжелательности и порядочности (к сожалению, в современном мире постепенно забываемые понятия), нетерпимость к злу.
– Константин Александрович, с какими проблемами сталкивался университет ранее и сталкивается сейчас на своем пути?
– Главной остается проблема подготовки и трудоустройства выпускников. Для решения первой ее части мы знаем, что необходимо делать: не разрушать традиций фундаментальной теоретической подготовки, изменить отношение к практической подготовке студентов. Иначе говоря, компетентность студента не должна заканчиваться только пониманием, что надо делать; необходимо знать, как надо делать. Поэтому у каждой специальности должен быть выход на практику, организованный не только в определенное время на последних курсах, но и систематически, в течение всех 4-5 лет обучения. Кроме того, необходимо поощрять студента за получение дополнительных навыков трудовой деятельности (безусловно, желательно в той сфере, к которой он лучше всего готов – соответственно получаемому образованию). И мы всеми силами создаем возможности для получения таких навыков: в кадровом агентстве университета есть вакансии, принято новое положение о практиках, создаются ресурсные центры в школах, поддерживается создание на факультетах структур, работающих по специальности на рынке услуг (например, «Паркоfка», дизайн-студия). Я думаю, студенты должны быть крайне заинтересованы в создании таких предприятий.
Сложнее обстоит дело с трудоустройством. Мы ежегодно на рынок труда (педагогического) выпускаем порядка 800 человек. Потребитель – система образования региона. Наиболее мощный потребитель – школа. В период с 2002 по 2006 год в области по разным причинам, но главным образом из-за отсутствия детей, было закрыто 96 школ. Количество рабочих учительских мест сократилось, увеличилось количество пенсионеров, работающих в школе (в 2002 году каждый десятый учитель – пенсионер, в 2006 году – каждый шестой, 46,4% имеют стаж свыше 20 лет). Таким образом, наши выпускники не находят работу или же не идут в школы в связи с мизерной зарплатой, хотя выплачиваются подъемные, существенная помощь оказывается в строительстве жилья. Однако, как видно, решение этой проблемы лежит в плоскости не только университета.
– Константин Александрович, что Вы можете пожелать университету, каким Вы видите его будущее?
– Несмотря на усиливающуюся конкуренцию вузов г. Омска, нам удается сохранить устойчивость университета на рынке образовательных услуг. От года к году университет развивается: расширяется спектр образовательных программ, форм и уровней образования (для каждого доступна образовательная траектория «студент – доктор наук»), спектр использования современных технологий, повышается и качество образования. Для формирования «своего» абитуриента и укрепления имиджа педагогического университета при нем открыты лицей, колледж. Все это, прежде всего, результат работы профессорско-преподавательского коллектива, сотрудников, аспирантов, докторантов, магистрантов и студентов университета, которым я желаю настойчивости в достижении поставленных целей, энергии и предприимчивости, здоровья и счастья. Уверен, нам есть чем гордиться, все вместе мы сумеем сохранить и преумножить славу нашего Омского государственного педагогического университета!