Знакомство Степана Кошкарёва с профессией учителя началось с обучения на историческом факультете ОмГПУ. После окончания вуза Степан несколько лет проработал учителем в омском лицее № 137, а сейчас занимается развитием социальных сетей городского информационного портала Om1.ru. О том, что привело нашего героя в педагогику, о взаимосвязях работы в СМИ и в образовании, а также о том, в чем истинная ценность учительского ремесла, вы узнаете из этого интервью.
Каким было Ваше детство? Чем увлекались и чем хотели заниматься, когда вырастете?
Начну, наверное, с того, кем хотел стать. Самое первое и четкое детское воспоминание – это моё восхищение фильмами из серии «Парк Юрского периода» и желание стать археологом. Просто на тот момент я не знал, что герои кино были не археологами, а палеонтологами, но хотелось следовать их примеру. Позднее, в старшей школе, мне очень нравилась история и смежная с ней политика, поэтому я думал об общественно-политической деятельности. Склонность к ней и определила мой дальнейший путь.
Вообще детство у меня было очень разным: спокойным и светлым лет до двенадцати, а потом, в подростковом возрасте, в хорошем смысле сумасшедшим. Тогда я переехал из Казахстана в Россию и жил у тети, вдалеке от родителей. Было непросто, но сейчас можно сказать, что переезд оказался скорее верным решением.
Кого Вы, будучи ребенком, считали своим главным учителем? С кого брали пример, на кого равнялись?
Тогда я старался учиться у окружения тому, что не умею. А так как дети, как правило, мало что умеют, учился у всех понемножку, прислушивался к мнению других людей. Одного эталона не было, а был собирательный образ, ведь я понимал, что у одного человека есть одни классные черты, которые хотелось бы приобрести или выработать, а у второго – другие, но не менее важные и нужные. Думаю, что в детстве я выработал для себя какую-то систему принципов, которая помогала мне выбирать вещи, которые хотел бы освоить.
Когда и почему Вы пришли к решению поступать в Омский педагогический?
Часто выпускники Омского педагогического рассказывают, что оказаться здесь было их детской мечтой, однако у меня всё немного иначе. Я собирался поступать на кафедру или факультет политологии, поэтому варианта было два: ОмГУ или ОмГПУ. Эпопея с выбором вуза разворачивалась в 2010 году, и тогда не было такого количества информации в широком доступе. Картинка в голове складывалась за счет мнений и отзывов друзей, поступивших куда-то чуть ранее. Кроме этого, выбирая между педагогическим и ОмГУ, я опирался на баллы ЕГЭ. Получилось так, что по спискам поступавших моя позиция была выше в педагогическом. К тому же мне удалось познакомиться и пообщаться с несколькими ребятами-абитуриентами, и я подумал: «А почему бы не остаться здесь?» Удобное расположение, всё вокруг динамичное и красивое, а ещё люди добрые и приветливые. Пазл сложился, и оригиналы документов остались в ОмГПУ.
Что, на Ваш взгляд, отличало исторический факультет ОмГПУ от остальных? В чём была его изюминка?
Когда я как новоиспеченный студент пришёл 1 сентября в университет, там проводился мегаконцерт, посвященный началу учебного года. Перед гостями выступал наш декан Виктор Николаевич Худяков, показывали творческие номера и миниатюры ребята. Они же пускали в зал внутрифакультетские шутки. И на тот момент, ещё не обладая полной информацией о том, где я и что вообще происходит вокруг, я понял, что столкнулся с чем-то очень большим и значимым, хоть и не мог до конца оценить этого.
Первое и основное, что бросилось в глаза сразу же, – это семейность факультета. Её проявления ярче всего были видны во взаимодействии старшекурсников и выпускников: все вокруг общались и общаются друг с другом так, будто учатся на одном курсе и прошли вместе через все возможные радости и передряги, даже если разница в возрасте больше 10-20 лет. На истфаке находили и продолжают находить своё место люди с разными характерами, жизненными ценностями и взглядами. Здесь принимают и помогают реализовывать то, что ты умеешь и хочешь делать. Это то, что я увидел, к чему прикоснулся и что стараюсь транслировать.
Более того, когда я пошёл работать в школу в 2015 году, в штате находилось 8 молодых специалистов, 7 из которых – выпускники нашего педагогического. И все наши разговоры про университет сводились к тому, что я рассказывал какую-нибудь интересную историю, произошедшую на факультете, и меня тут же перебивали и просили перестать. Ребят можно понять: они у себя просто учились, а у меня была насыщенная факультетская жизнь, которая, думаю, не менее важна, чем учеба в студенческие годы. Эта жизнь кипела. Сейчас я забегаю на истфак налётами (кстати, передаю ему большой привет!) и вижу, что кипение продолжается, а это оставляет огромный положительный след.
Факультет всегда был и остается для меня домом. Приходишь туда и видишь радостные глаза преподавателей, которые многому тебя научили и во многом помогли. Разумеется, во время обучения возникали конфликты: что-то не вовремя сдал, что-то недоучил. Но тепло от того, что происходило с тобой здесь, перекрывает всё.
Что привело Вас в лицей № 137?
Я там учился; когда переехал в Россию, жил рядом с ним. Удобно: до рабочего места идти минуту. Это, между прочим, весомый аргумент: когда ты просыпаешься на работу, то не нужно вставать за два часа, чтобы успеть собраться и доехать.
А если говорить серьезнее, то здесь свою роль сыграло знакомство с педагогическим коллективом. Кроме того, моим большим другом и учителем был директор лицея Анатолий Павлович Бижов. Он пришёл к нам тогда, когда мы ещё учились в 9 классе. Всегда по-отечески и по-доброму к нам относился, насколько бы мы дуралеями ни были, а старшие классы так или иначе валяют дурака. Всё нам прощал, но при этом был строг и справедлив.
Так вот, я встретился с товарищем, который на тот момент тоже окончил педагогический и пошел работать в лицей. Он-то и пригласил меня: «Давай к нам, у нас историка не хватает!» Я позвонил Анатолию Павловичу, он ответил: «Приходи, конечно, мы всегда тебя рады видеть».
Первое время учить в своём же лицее было очень странно как для меня, так и для других учителей. Ведь я их вчерашний выпускник – и вдруг уже нахожусь в статусе коллеги. Хотя, с другой стороны, родные стены и правда помогают, потому что коллектив тебя принимает сразу. Иногда при трудоустройстве в школу у молодых учителей возникает такая проблема: коллектив к тебе присматривается, проверяет тебя, ещё дети «тренируют». А тут проблем с адаптацией вообще не было. Всех знаешь, обстановка привычная, заходишь как к себе домой. Собственно, так оно и есть: лицей № 137 – это мой ученический дом, который я от души рекомендую. До этого работал и в другой школе с не менее прекрасным коллективом, сейчас по работе езжу и общаюсь с педагогами разных школ и вижу, как это выглядит изнутри. Хочется сказать, что в наш лицей вложено действительно много души, есть пространство для реализации учителей и возможность получать качественное образование для детей.
Чему может научить работа в школе?
С 2015 года у меня не было погружения в работу в школе от начала и до конца, так как была параллельная деятельность. Было немного неловко 5 октября, когда меня поздравляли с профессиональным праздником. Учительского самоощущения у меня на тот момент не было. Осознавать, что я учитель и человек, который ответственен за воспитание и обучение подрастающего поколения, стал лишь года через три.
Думаю, что школа позволила мне реализовать в полной мере те качества, которые появились у меня до прихода туда. Например, мне нравится работа с людьми и с детьми в том числе. Больше всего отдачи получаешь от детей, потому что у них есть потребность в общении и наставничестве, они сами к этому тянутся. Что касается тяги к знаниям, то я всегда был любознательным, а при работе в школе любознательность дается огромным плюсом: ты все схватываешь на лету, систематизируешь, хорошо анализируешь. Школа позволила мне воплотить в жизнь мои идеи и внутренние порывы. Находясь в других местах, не всегда находишь возможность для этого. В школе же она есть, главное – желание.
Как Вы попали в Om1? Что Вас привлекает в работе там?
С Om1 и со школой у меня связана весьма интересная история: я работал в них по очереди. Так вот, в 2017 или 2018 году внутри меня поселилась неудовлетворенность тем, что я делаю. Не хватало вызова, который я обычно кидаю себе для достижения определенных целей и результатов. В школе на тот момент мне стало тесно, хотелось попробовать что-то ещё.
Являясь помощником депутата, я очень плотно взаимодействую с социальными сетями и продвижением, поэтому захотелось попробовать себя в этой сфере, посмотреть, насколько удастся ответить на существующие в профессиональном сообществе вызовы. Тогда в штат Om1 требовался SMM-специалист. На этой должности я проработал почти год. Это был хороший опыт, получилось посмотреть на себя со стороны как на человека в образовании. Потому что даже тогда, когда я не работал в школе, образование оставалось для меня интересной и близкой темой. И сейчас всячески стараюсь не терять связь с педагогами и своими учениками, встречаемся, общаемся. Для меня работа в школе – это не просто работа. Педагогика – часть жизни. Если ты готов, она останется с тобой навсегда. Если же убежден, что эта история так, поработать и забыть, то это не для тебя. Как говорится, бывших учителей не бывает.
Сейчас в Om1 работаю на руководящей должности и занимаюсь развитием социальных сетей. Пригласили меня в том числе потому, что у меня хороший опыт в этом вопросе. На период избирательной кампании Олега Николаевича Смолина я возглавлял большую часть работы штаба, выполнял руководящие функции, и хотелось реализовать этот потенциал в сфере продвижения. Кроме того, свою лепту внесла банальная вещь, с которой сталкиваются учителя, – невысокая зарплата. В 2019 году я ездил выступать в Государственную Думу от лица педагогов и призывал депутатов не забывать про свои обещания перед учительским сообществом. Рассказал тогда о том, как учителя живут в регионах. На тот момент у меня была ставка 24 часа. В денежном эквиваленте это 12-14 тысяч. При этом сейчас я понимаю, каково качество образования при 35 часах нагрузки. Если каждый урок не концерт, то это не урок. Если всё же тянет на концертную программу, на это требуются силы.
Присутствуют ли элементы педагогики в Вашем настоящем?
Большим плюсом того, что я работал педагогом, стала смежность умений, используемых в медиасфере, и умений, применяемых в сфере образования. Современный образовательный процесс пропитан информационными технологиями. Сейчас в ходу донесение в удобном, ярком и доступном формате для учеников. Перед уходом в Оm1 я уже применял «ВКонтакте» как платформу для коммуникации с учениками: вел группу, выкладывал туда задания, презентации на уроки. Ведь не во всех кабинетах была возможность транслировать презентационные материалы: экран не слишком хороший или попросту в кабинете очень светло. А так у ребят уже был доступ к презентации со смартфонов. Ещё проводил интерактивные игры в самой социальной сети и так делал уроки более разнообразными.
Какой совет Вы могли бы дать ребятам, еще ищущим дорогу в большую жизнь?
Первое и самое главное – не уворачиваться, не уклоняться от студенческой и общественной жизни, потому что наш вуз проводит очень хорошую работу в этом направлении и дает большие возможности попробовать себя в разных сферах.
Второй момент – смело пробовать то, что хотелось бы попробовать. Иногда встречаешь людей, которые сомневаются, боятся из-за того, что не умеют чего-то. Да что там другие, периодически с собой внутри борешься и в конце концов говоришь: «Если не начну делать, то не научусь». Поначалу далеко не все будет получаться, но если работать, то всегда можно достичь какого-то результата и стать успешным. Может, не на мировом или федеральном уровнях, но на локальном точно. Это будет значительный шаг для самого себя.
Третий совет – оставаться самими собой и не мерить свою жизнь мерками исключительно материальными. Находить для себя ценности, принципы, цели, которые бы выходили за пределы материального.
Ещё один случай из жизни напоследок. Перед тем, как пойти в школу, я работал на заводе «Росар» и на 2014 год получал по тем меркам неплохую зарплату 35-40 тысяч. Но внутри зрел конфликт с самим собой. Я окончил бакалавриат, учусь в магистратуре, прочитал кучу книг по истории, политологии и во всем этом разбираюсь, а работаю непонятно где и кем. Эта мысль глубоко засела в моей голове, и на втором году обучения в магистратуре пошел в школу. Первая зарплата – 19 тысяч. Если рассуждать с точки зрения материального подхода, то я совершил безумный поступок. Однако считаю, что тогда поступил правильно, ведь этот шаг помог мне раскрыть и реализовать себя ещё полнее.
Советую ребятам не загонять себя в рамки из разряда «хочу телефон, машину, квартиру». Поверьте, если работать, со временем это придет. Приходят многие вещи, наберитесь терпения. Держу за каждого из вас кулаки.
Сейчас мы стоим на пороге больших перемен, и очень важно оставаться собой, настоящим человеком, и не обменять на мимолетные плюшки остальную жизнь. Помните об этом и дерзайте!