В честь Года педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ запустила медиапроект «Педагогический код» о выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскроем педагогический код и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Выпускница Омского педагогического Марина Котлинская признаётся, что каждый день занимается по-настоящему любимым делом. Она работает в детском саду Азовского района Омской области и ведёт частную логопедическую практику. Как наша героиня пришла в педагогику, какие сложности встретились ей на этом пути и чему научила её логопедия – обо всём этом читайте в нашем интервью.
Расскажите, пожалуйста, о Вашем детстве? Каким оно было, чем Вы занимались?
Я родилась в Германии. Мой отец был военнослужащим, и после вывода войск мои родители вернулись в Киргизию. Здесь и прошло моё детство. Природа, горы, озеро – я росла в настоящей красоте! В шестом классе стала председателем пионерской дружины, в седьмом классе поехала в пионерский лагерь «Артек», потом в числе первых вступила в комсомол. В школе у меня была очень активная жизнь: мы занимались организацией праздников, работали вожатыми в лагерях, участвовали в разных концертах и фестивалях. Кроме того, я занималась спортом: в то время у нас был очень популярен гандбол, и все в него играли. Мы с двумя сестрами много помогали родителям по хозяйству: работали дома, в огороде и в саду. А летом мы много отдыхали на природе. Палатка, костёр, горы, озеро и невероятная красота вокруг.
Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? Какой была Ваша студенческая жизнь?
Сперва после школы я поступила в Республиканский техникум культуры. Здесь четыре года насыщенной студенческой жизни пролетели как один миг. Уже на первом курсе мы с подругами организовали казачий ансамбль, часто выступали и много путешествовали. Для нас, студентов, в то время поездки в другие города были очень доступными. На новогодние каникулы мы всегда покупали туристические путевки. За время студенчества я побывала в Ташкенте, Алма-Ате, Москве и в других городах. В техникуме получила образование дирижера хорового коллектива и специалиста культурно-просветительской сферы.
90-е годы были тяжелыми. Мы с семьей переехали в Северный Казахстан. Здесь я встретила своего мужа, и у нас началась семейная жизнь. Потом мы переехали в Азово. Я стала работать воспитателем в детском саду «Солнышко». И вот с этого момента начинается еще одна глава моей истории под названием «Логопедия». Дело в том, что в моей группе были детки, у которых были нарушения речи, а я не знала, как им помочь. Тогда и было принято решение выучиться на логопеда и помогать таким ребятам. Я поступила в Омский государственный педагогический университет. За четыре года обучения мне удалось побывать во многих коррекционных детских садах и школах и познать профессию изнутри.
Профессиональная практика началась сразу же, и я стала работать логопедом в детском саду. Спустя время мне предложили сотрудничество с реабилитационным центром. Там я получила колоссальный опыт. Каждая семья, каждый ребенок и каждый родитель – это уникальная судьба и отдельная история. Было очень много тяжелых случаев, над которыми мы работали вместе с детками и родителями. Реабилитация оставила неизгладимый след в моей жизни.
Кроме того, я обследую людей, которые получают инвалидность. Это тоже очень трудная в эмоциональном плане работа. Когда ты не в силах помочь взрослому человеку с очень тяжелым случаем, это ложится бременем на душу.
Почему и как давно Вы совмещаете работу в детском саду с частной практикой?
Дело в том, что в детском саду просто физически невозможно должным образом заниматься со всеми ребятами, которым нужна помощь. Моего рабочего времени не хватает на всех ребят с нарушениями речи. Деток всё больше, а диагнозы всё сложнее. Так у меня возникла идея о частной практике. Это была необходимость. Я оформила самозанятость, сняла кабинет и стала проводить занятия. Первые занятия были по личным просьбам людей, которые меня знали или рекомендовали кому-то. Сейчас я оказываю логопедическую помощь и дошкольникам, и школьникам, и взрослым. Замечу, что школьников в последнее время стало больше.
На каких принципах основывается Ваша работа? В чём её особенность?
Мое основное направление – это коррекция речи. Прежде чем перейти к этой работе, нужно установить эмоциональный контакт с ребенком или взрослым. Считаю, что нельзя работать со специалистом, если нет открытости, доверия и искренности. Родители должны доверять логопеду, в противном случае решить проблему с речью ребенка не получится. При корректировке речи у детей важна слаженная работа логопеда, ребенка и родителя. Все должно быть взаимосвязано: нужны поддержка, помощь и психологическая опора. Я строю свою работу именно по этому принципу. Это очень важно, так как в коррекционной работе могут быть сложности, она может затягиваться или тормозиться.
Важно всегда учиться. Так складывается в жизни, что я всегда учусь. Например, я окончила курс логопедического массажа, начала с ним работать на практике, понимаю, что есть пробел в другой сфере, ищу новый курс, и так по кругу. Ловлю себя на мысли, что в свое свободное время я учусь. Всё это возможно только благодаря поддержке моей семьи.
У Вас крайне насыщенный график. Чему, кроме работы и обучения, Вы посвящаете своё свободное время?
У нас есть своя земля, поэтому летом я с удовольствием занимаюсь огородом и цветами. У меня даже есть своя коллекция хост. Для меня это отдых и отдушина. В выходные дни часто съезжаются дети. Время с семьей – это всегда счастье! А ещё мне очень хочется путешествовать! Стараюсь выбирать время для поездок с семьей. В последнее время у нас с младшей дочерью сложился тандем путешественниц. Раньше я думала, что путешествовать нужно непременно куда-то далеко, а сейчас понимаю, что можно открывать родную область и соседние регионы и возвращаться в полюбившиеся места.
Что Вас больше всего привлекает в логопедии?
Невероятное ощущение, когда ко мне приходит ребенок со сложными нарушениями речи, а через некоторое время начинает говорить свои первые слова! У мам, которые слышат первые слова своих детей, на глаза наворачиваются слезы. Это очень радостные и трогательные моменты. Еще особые истории всегда связаны со звуком «р». Когда у ребенка получается первая «рычалочка», то у него горят глаза. В такие минуты и я счастлива.
Что за все эти годы дала вам логопедия?
Логопедия дала мне полное удовлетворение на моем профессиональном пути. Я всегда иду на работу с радостью. Бывает такое, что иду и размышляю о занятии с детьми: «Так, вот над этим надо еще поработать, такой метод попробовать». Иду и делаю упражнения. А потом оглядываюсь по сторонам, не видит ли меня кто-то. Иногда иду и начинаю улыбаться, вспоминая случаи с детками. Смешно, но я получаю удовольствие даже тогда, когда мою пол в своем логопедическом кабинете.