В этом году юбилей отметила профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ Людмила Шипилина. Путь Людмилы Андреевны в профессию учителя начался ещё в детстве. И вот за её плечами историческое образование, защищённые кандидатская и докторская диссертации, многолетняя работа в школе и вузе. О бесконечном уважении к учителям, весёлом студенчестве и любви к своему делу сквозь года – об всём этом и не только читайте в нашем интервью.
Пожалуйста, расскажите о своём детстве. Каким оно было?
Детство моё прошло в маленьком сибирском городке Тара. Я училась там и в начальной, и в средней, и в старшей школе. Когда после окончания школы поехала поступать в вуз, проблемы с его выбором не было никакой: я всё детство играла в учительниц, хотя оба родителя были рабоче-крестьянского происхождения, то есть в семье до меня не было педагогов.
Кто в школьные годы был для Вас главным примером и почему?
Кажется, мне всегда везло на учителей. У меня никогда не возникало ощущения недовольства педагогом, какое бывает у некоторых учеников. Кто-то даже жалобы на учителей пишет. А я была уверена, что у меня самые хорошие учителя.
В начальной школе моим классным руководителем была Галина Петровна Горбова. Это была наша вторая мама. Она с нами носилась как с цыплятами, рядышком была. Когда я стала учиться в средней школе, нашему классу сначала не очень везло, потому что у нас часто менялись классные руководители. А в 7 классе к нам пришла Нина Васильевна Рычкова, известный в нашем городе учитель русского языка и литературы. Что мне ярче всего запомнилось, так это её философия жизни. На уроках литературы мы не просто читали того же Белинского или других критиков. В то время, когда надо было писать сочинения, мы вкладывали в них свою душу, своё искреннее «Я». Нина Васильевна нас так умела вдохновить, что хотелось изложить буквально всё то, что чувствуешь и о чём думаешь. Всегда вспоминаю фильм «Доживём до понедельника». Вот как там учитель истории был, а у нас таким учителем-мотиватором, помогающим раскрыть свой внутренний потенциал, была Нина Васильевна.
В пятом классе историю древнего мира нам преподавал директор Яков Исаакович. Он был очень эмоциональным мужчиной. Помню, у него была особенная забавная присказка: «Что вам, в Риме булки-каралки на берёзах висят?» Ещё был замечательный учитель по немецкому языку Иван Васильевич Скуратов. Он очень хотел, чтобы я отучилась на учителя иностранного языка и заменила его, но жизнь сложилась иначе.
Когда и как Вы пришли к решению поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор специальности?
Как я уже упоминала, педагогическая стезя была выбрана мной изначально. Но вопрос стоял такой: куда именно пойти? Из приоритетных вариантов был факультет иностранных языков, на который меня очень хотели отправить учителя, но я внезапно по дороге в Омск решила, что пойду на истфак.
Тогда со мной ехала мама. Она была очень удивлена моему решению, а я убедила её в том, что правда хочу и что всё будет хорошо. В 1970 году поступила, в 1974 году окончила и ни разу об этом не пожалела.
Поделитесь забавной или поучительной историей из студенчества.
Самые забавные и яркие истории связаны, конечно же, с археологической практикой, притом мы вспоминаем её всей семьёй. Ведь у меня и муж, Василий Дмитриевич, истфак окончил и долгое время работал на факультете, и сын в своё время окончил тот же факультет.
Запомнился вот такой случай. Наша группа готовилась к выезду в инструктивный лагерь в Чернолучье и почему-то так и не поехала туда, осталась в родном корпусе на Партизанской. Вместо выезда мы устроили пионерский марш в галстуках и пилотках прямо под окнами ректорского кабинета. Правда, песни мы пели не пионерские, а археологические: «Помнишь мезозойскую культуру…» В то время ректором был Вениамин Михайлович Самосудов, который как раз во время марша шёл по другой стороне улицы. Помню, как он остановился и очень внимательно нас рассматривал, наблюдал за тем, как мы маршировали, гарцевали.
Из забавного: у нас был молодой преподаватель, который был на тот момент был зажатым, стеснительным, не очень свободным в своём педагогическом образе. Сейчас я бы его пожалела, а тогда мы веселились, шутили на его счёт. Учились мы вместе с Олегом Смолиным, и одногруппники всегда его просили: «Задай-ка преподавателю вопрос». Олег и задавал, а тот бегал из угла в угол и весь семинар отвечал на этот вопрос. А мы, естественно, своими делами занимались: кто готовился к следующим занятиям, кто ещё что-то делал. В общем, Олег нас всегда выручал, когда мы были не готовы. Он-то всегда был готов и всегда имел наготове вопросы, которые заставляли преподавателей думать.
В течение некоторого времени после выпуска Вы работали в школе. Что дал Вам этот опыт, чему научил Вас?
Я начала свою педагогическую деятельность несколько странно, была своего рода декабристкой. Муж у меня окончил вуз, и его направили работать директором школы в Омский район, поэтому я перевелась на заочное отделение и поехала к нему. Там я вела то, что супруг дал мне вести: пение, географию… Историю не вела: её вёл муж и ещё один наш коллега.
Полгода я ему помогала, а потом решила: нет, все-таки окончу вуз. И отправилась в город доучиваться. Потом мужа перевели работать в Омск. Тогда было сложно устроиться в школу, и я работала секретарём комиссии по делам несовершеннолетних в Омском исполкоме. Этот этап жизни для меня очень поучителен, потому что там я окунулась в среду неблагополучных семей. Два года поработала, но всё-таки хотелось в школу.
На период декретного отпуска сотрудника я попала в школу №10. Там судьба вновь свела меня с замечательным учителем. Она была директором школы, преподавала географию и при этом была настолько хорошим методистом, что то, чего я не добрала и не поняла, будучи студенткой, получила именно тогда. Кому-то казалось, что методы Галины Петровны слишком жёсткие. Когда я пришла работать, мне сразу дали 10 класс. А Галина Петровна приходила ко мне на первый урок, а уходила только с шестого. Потом она четыре часа анализировала эти уроки. Знаете, после этого я стала крутым методистом и, когда перешла на постоянную работу в школу №104, была уже среди передовиков, несмотря на небольшой педагогический стаж. В методике я была очень свободна, потому что мне помогли практики.
Потом так случилось, что мы оказались на левом берегу: нам дали квартиру. И я пошла работать в школу №47. Её я вспоминаю благодаря очень тёплым отношениям с коллективом. Наш директор как-то ненавязчиво, неавторитарно нас так зажигал, что мы горы сворачивали, кабинеты свои украшали и оборудовали, энтузиазмом горели. Наверное, тогда мы были энергичные, молодые, хотелось всего и сразу. Там я была классным руководителем, стала заместителем директора, а потом мне директор предложил самой школу-новостройку открыть. И вот в 1985 году я стала директором школы №42.
Тогда я пригласила к себе своего наставника-директора из школы №10, она тогда уже ушла на пенсию и помогала мне как советник. Её вклад был неоценимо высок, и я всегда брала с неё пример, задумывалась: «Почему у неё всё получается, а у меня возникают сложности?» Позднее поняла, что каждая ситуация должна профессионально обрабатываться по-своему. Нельзя взять готовые варианты действий в том или ином случае. Там я проработала 4 года.
Почему Вы решили вернуться в родной вуз?
Становление школы, во всяком случае первые 3-4 года, проходит очень тяжело: абсолютно новый коллектив, несформированные традиции, притирки людей друг к другу, организация командной работы. Именно тогда я из историка стала управленцем и пошла на курсы повышения квалификации.
Там судьба меня свела с ещё одним замечательным педагогом – Иваном Михеевичем Чередовым, который стал моим наставником. Он во мне разглядел научный потенциал и три раза приглашал перейти к нему на кафедру. Всё думала: как же я школу оставлю?
В 1988 году был последний Всесоюзный съезд учителей, и мы с Иваном Михеевичем оба оказались в делегации Омской области. Все остальные гуляли по столице, радовались и отдыхали, а Иван Михеевич повёл меня в научную библиотеку имени К.Д. Ушинского. Записал меня под своё честное слово и имя, потому что я пришла без паспорта. Там мне впервые довелось почитать рефераты диссертаций. Хотя я, будучи директором, и работала под руководством Ивана Михеевича в обществе «Знание», писала статьи, но только тогда, оказавшись в библиотеке, поняла, что такое настоящая наука. В итоге приглашение работать на кафедре было принято.
В 1989 году перешла работать на факультет повышения квалификации. Тогда я трудилась на кафедре, которая имела для меня исключительную значимость в плане профессионального роста. Там были такие великолепные преподаватели, как Виталина Алексеевна Нефёдова, Михаил Николаевич Аплетаев, Иван Михеевич Чередов. Мы, молодые, работали плечом к плечу с мастодонтами педагогики. Так началась моя научная деятельность и вот продолжается уже 33 года.
Несмотря на то, что я пришла с должности директора, Эдуард Михайлович Анфингер взял меня с испытательным сроком только старшим преподавателем. Это вселило в меня особую ответственность и желание доказать себе, что можно лучше, хотя и возникали сомнения, потому что я всё же практик, а не теоретик. Однако через 2 года я защитила кандидатскую диссертацию, а через 6 лет – докторскую.
И тут подчеркну, что мне всё время везло на учителей. Кандидатскую я защищала под руководством Ивана Михеевича. Мы с ним до последнего дня спорили насчёт формулировки темы. Он мне говорил о рационализации труда директора написать, а я упиралась: «Нет, Иван Михеевич, сейчас идёт тенденция оптимизации». В итоге отстояла своё название. На защите в Красноярске Марья Ивановна Шилова, тоже известная фигура в педагогике, сказала: «Вы сделали правильный выбор, потому что оптимизация сейчас более актуальна, важна и современна».
Мою докторскую диссертацию оппонировал Иван Никифорович Шалаев из Барнаульского педагогического университета. Он известен в России благодаря разработке концепции мотивационного управления. Так вот, я в него и по-научному, и по-женски просто влюбилась. В то время хотели открыть докторский совет либо в Тюмени, либо в Барнауле. Барнаульцы оказались чуть быстрее, и защищалась я у них, в совете у Ивана Никифоровича.
За Вашими плечами внушительный стаж научного деятеля и руководителя. Откуда Вы черпаете вдохновение на написание новых статей? Как поддерживать мотивацию в этом вопросе?
Как научный руководитель я состоялась тоже благодаря своим учителям. Под моим руководством защитилось 33 кандидата наук, это целая школа. Сейчас я с ними поддерживаю не только деловые и научные, но и дружеские отношения. С некоторыми мы дружим семьями. Более того, среди них есть люди, которые старше меня, хотя и защищались под моим руководством.
Вспоминаю свою первую «тройню» – три человека, защитившихся в одну сессию. Первым был директор Сибирского профессионального колледжа Евгений Ромалаевич Чащин. Тогда ему уже было за 60, я была гораздо моложе, но мы и по сей день с ним дружим. Второй – Татьяна Ивановна Лаздина. Она начинала писать кандидатскую у Ивана Михеевича, а потом, когда он ушёл из жизни, заканчивала работу со мной. Она долгие годы работала у нас на кафедре, сейчас переехала в другой город. Третьей была Наталья Викторовна Савина, которая работает на факультете начального, дошкольного и специального образования. А потом было еще 30 человек, и я очень упорно с ними работала.
Сергей Григорьевич Алексеев, который тоже у меня защищался, говорил про меня: «Шаг в сторону – расстрел». Тогда он был на должности заместителя министра, а я ему: «Будете делать так, как я говорю. Вы здесь не замминистра. Вы соискатель». И он потом всем шутя рассказывал, что Шипилина строгая. Но всё нормально, главное, что работа пишется.
Ещё дружеские отношения поддерживаем с Ириной Геннадьевной Шпакиной, директором омского лицея с этнокультурным компонентом. Она во время написания диссертации работала в департаменте образования.
Если говорить про мотивацию для написания научных статей, то причина, наверное, всё-таки в советском воспитании, которое основано на ответственности, дисциплинированности. Мои ученики к моему юбилею сняли фильм и проинтервьюировали людей, с которыми я долго работаю. Иван Васильевич Меха отметил: «Она вредная, но справедливая». После защиты докторской я вернулась на факультет повышения квалификации, где на тот момент Иван Васильевич был деканом, и мы открыли с ним кафедру. Помню, часто ссорились, думали, что вообще разговаривать перестанем, но, когда дело доходило до серьёзной совместной работы, встречались и начинали рабочие обсуждения без обид, будто с чистого листа. Это наше воспитание. Оно сформировалось благодаря школе, родителям, учителям и преподавателям.
С благодарностью вспоминаю годы, проведённые в университете за работой. Ведь, когда работаешь со взрослыми слушателями, ты не только их учишь, но и сам набираешься у них жизненного опыта. А когда с тобой столько практически полезного проходит, то статьи легко пишутся, потому что опыт этот пытаешься объяснить, обосновать. У меня только последние несколько лет аспиранты приходят после бакалавриата и специалитета, а в основном много соискателей среди директоров, преподавателей.
У меня был достойный пример. Я смотрела, как делает Иван Михеевич, и сама пыталась так строить свою профессиональную жизнь. Повторюсь, мне всё время везло на учителей. В этом плане я счастливый человек. У меня были замечательные педагоги, и сама я старалась работать на совесть, так, чтобы меня считали достойным педагогом.
Что Вы могли бы пожелать нашим читателям, еще ищущим себя и свою дорогу в жизнь?
Наверное, то, что я говорю как своей дочери, хоть она и педагог со стажем, так и молодым, начинающим специалистам, когда отправляю их работать и учиться: будьте самими собой. Попытайтесь здесь раскрыться, понять себя, чтобы потом в жизни ни разу не пожалеть, что пошли в педагогический университет. Чем вы раньше сделаете это, тем это будет лучше и для вас, и для окружения, и для профессии. Нужно попробовать отдать детям, коллегам и педагогике всё самое хорошее, что в тебе есть, и всё обязательно получится.