Связать свою жизнь с творчеством Светлана Мухина захотела ещё в детстве. Теперь же за её плечами обучение в Омском педагогическом, работа с юными и взрослыми омичами в сфере декоративно-прикладного искусства, а также победы в международных и всероссийских конкурсах. Кроме того, Светлана является членом Союза художников России и входит в десятку лучших педагогов учреждений дополнительного образования в сфере культуры. О творчестве как смысле жизни, о доверии к своему выбору и о детской мечте, воплотившейся в жизнь, – читайте в нашем интервью.
Каким было Ваше детство и как давно в Вашей жизни появилось творчество?
Я родилась в советское время и в обычной семье. Мама была медиком, а папа – рабочим. Время тогда было довольно непростое, они много работали. Им приходилось оставлять меня то у бабушки, то у друзей, то одну дома.
Так получилось, что творчество в моей жизни появилось года в два. Тогда меня могли оставить с альбомом и акварелью дома и уйти в магазин. Когда родные возвращались, я сидела за столом, рисуя всё с тем же удовольствием, с которым приступила к делу. В обычных пятнах мне виделись разные необычные образы. Я могла смотреть на отражение листьев в окне и представлять себе сказочных животных, придумывать истории с ними.
Когда я стала чуть старше, то начала рисовать портреты. В 9 лет у меня уже хорошо получались портретные зарисовки обычной шариковой ручкой. В школе рисовала на полях тетрадей и в записных книжках, а прямо на уроках я делала наброски портрета учительницы по истории. А ещё во время прогулок по берегу Иртыша разгребала песок и находила в нём кусочки речной глины, потом собирала их, отмывала и соединяла друг с другом. Сначала слепила фигурку барышни, а после этого – лошадку. Тогда я не знала, что глиняные фигурки можно обжигать, и просто расписывала их гуашью.
Родители, заметив моё увлечение рисованием, решили отдать меня в художественную школу. В 10 лет я поступила на подготовительное отделение в первой художественной школе. На следующий год пошла в первый класс к Зинаиде Александровне Стариковой. Училась я с удовольствием, мне это очень нравилось. Художественная школа была моим вторым домом. Поскольку в нашем классе не было декоративно-прикладного творчества как предмета, Зинаида Александровна предложила мне дополнительно заниматься с Любовью Сергеевной Петелиной. Я с радостью бегала на её уроки, лепила и изучала процесс создания керамики.
На первом курсе в вузе у нас была психология, и преподаватель раздала нам тест, где нужно было рассказать о своём прошлом, настоящем и о будущем. Тогда я написала, что хочу стать членом Союза художников и обзавестись своей мастерской в Доме художника. Отучившись и поработав несколько лет, я поняла, что это не так уж и просто. Ведь нужно приложить много усилий, чтобы этого добиться. Кроме того, необходима удача, так как художников уже много и даже в почтенном возрасте им не всегда удаётся открыть мастерскую. Однако в 2018 году я стала членом Союза художников, а в этом году – счастливой обладательницей мастерской в Доме художника. Мечты сбываются!
Расскажите подробнее о том, какими видами творчества Вы занимаетесь?
Как я говорила ранее, с самого детства меня привлекала керамика. В школе, в которой я работала, была маленькая самодельная электрическая печь. Мы с учениками самостоятельно добывали глазурь, месили глину, а потом даже составили методическое пособие по этому и сняли видеофильм. Глазурь, кстати, привозили сами из Москвы, так как тогда ещё не было интернет-магазинов и доставка через них была не так распространена.
Спустя время я начала работать в другой школе, где было больше возможностей. Примерно с 2015 года моё развитие в сфере керамики ускорилось. В это же время я ездила на симпозиумы, фестивали и знакомилась с очень интересными керамистами, что оказало на меня весьма сильное влияние. Поэтому я начала углубляться в эту сферу, творить самостоятельно и вместе с детьми и в итоге стала членом Союза художников по декоративно-прикладному направлению. В общем, керамика захватила меня настолько, что я переключилась только на этот вид творчества. Так получилось, что в Омске не так много керамистов, а педагогов-керамистов – тем более, поэтому эта миссия легла на мои плечи. Мои ученики довольно успешны, многие из них неоднократно становились именными стипендиатами и получали достойные награды.
Почему Вы выбрали для поступления именно Омский педагогический? Рассматривали ли другие варианты?
В конце одиннадцатого класса мы обсудили поступление с родителями и поняли, что мне нужно идти на художественное направление. В то время выбор был невелик. Я решила поступить в Омский педагогический, так как он давал возможность стать не просто художником, но ещё и педагогом. Училась с большим удовольствием, очень много трудилась и получала пятёрки.
Какое Ваше самое яркое воспоминание из студенческой жизни?
Сложно выделить что-то одно. Мне было интересно всё, но постараюсь выделить несколько таких моментов.
Однажды на первом курсе я с друзьями втайне от вахтёров ночевала на четвёртом этаже в нашем корпусе. Там мы делали наброски, рисовали и готовились к просмотру. Также мы с однокурсниками часто ходили на концерты рок-музыкантов, встречались друг у друга, играли на гитаре и пели песни, а ещё, конечно, ездили на пленэры...
Незабываемым был и процесс сдачи экзаменов. Помню, как кто-то из ребят несколько раз пересдавал историю искусств. Если не пересдашь – не получишь стипендию. А в те годы стипендия была 35 рублей, и этого хватало на два пирожка. Времена были непростые, но учиться было интересно и здорово.
Когда и почему Вы решили стать педагогом? Как сложилась Ваша профессиональная жизнь после выпуска?
Я поняла, что хочу стать педагогом, ещё тогда, когда мы были на педагогической практике в школе. Мне понравилось учить детей. Учительница из той школы предложила мне вести кружки у них в гимназии, и я согласилась. Там мне удалось проработать три месяца, а потом сменился директор и кружки отменили.
В сентябре мне внезапно пришлось искать работу. Так сложилось, что на тот момент мест практически не было, поэтому у меня взяли номер телефона и попросили подождать. Через два дня мне позвонили сразу из нескольких мест, но я приняла предложение от школы в поселке Входной. Мне там очень нравилось. Мой рабочий день заканчивался в пять, но уехать оттуда я могла и в полдесятого, потому что занималась с детьми дополнительно. Тогда я буквально росла и развивалась творчески вместе с ребятами.
Так я проработала четыре с половиной года. К тому времени у меня уже была высшая категория, подопечные, которые становились победителями на международных выставках, конкурсах, а также много дипломов и заслуг. А сейчас я работаю в детской художественной школе № 1 имени Саниных.
Какими принципами Вы руководствуетесь при работе с детьми?
Основной вклад в развитие ребёнка вносит преподаватель. Всё зависит от него. Если преподаватель сам активно работает и сильно интересуется конкретным видом творчества, то тогда всё получается и у учеников. Педагог заряжает детей своей энергией, развивает их интерес к чему-то и подогревает его. Благодаря его примеру ребята стремятся развиваться и добиваться больших результатов.
Мои ученики много трудятся, стараются работать дополнительно, потому что учебных часов, как правило, не хватает, чтобы создать уникальные, а не шаблонные работы. Конечно, с учебных шаблонов мы начинаем в первых классах, а в старших мы идём дальше, подчеркиваем индивидуальность ученика. Я сама люблю трудиться и в своих детях развиваю трудолюбие, внимательность и активность, а также стараюсь привить им самостоятельность. Мой главный принцип – доводить дело до конца.
Я работаю с людьми разного возраста и стараюсь им передать те знания и умения, которыми владею сама. Естественно, в обучении мы движемся от простого к сложному, познаём все возможные приёмы и техники. У меня есть собственная программа, по которой я работаю уже много лет, но постоянно привношу в неё что-то новое.
Какой Вы можете дать совет нашим абитуриентам, которые находятся в поисках себя и профессии по душе?
Ребятам я хочу пожелать прислушиваться к себе, к своей душе и идти в том направлении, которое действительно нравится. Никогда нельзя идти наперекор себе. Нужно уметь распознавать, что по-настоящему твоё. И работа должна быть в радость. Вот мне она приносит удовольствие. По жизни нужно заниматься любимым делом.