В Год педагога и наставника пресс-служба ОмГПУ ведет медиапроект «Педагогический код» о студентах и выпускниках нашего университета, которые нашли своё дело жизни в образовании и готовы делиться с другими секретами педагогического успеха. Благодаря их историям мы раскрываем «педагогический код» и узнаем, как стать настоящим педагогом и наставником.
Елизавета Рясная окончила факультет начального, дошкольного и специального образования ОмГПУ. Сейчас она занимается развитием речи и познавательных способностей у детей от 2 до 10 лет. Мы говорили с педагогом о том, как выбрать профессию сердцем, найти себя и быть счастливым. Обо всем этом – в нашем интервью.
Расскажите, пожалуйста, о своём детстве. Каким оно было, о чём мечталось, кем хотелось стать?
Обычное детство: счастливое, деревенское. Я хотела стать балериной, много танцевала. В то время у меня не было возможности ходить в балетную школу, поэтому увлечение так и осталось красивой картинкой в голове, но я ни о чём не жалею.
Кто из школьных учителей был для Вас примером и наставником?
В разное время это были разные люди. Все, с кем я сталкивалась, научили меня чему-то важному. Самое ценное, что было в школе, – меня не пытались "ломать" и подстраивать под всех. Наоборот, создавали условия для моего развития и поддерживали любые мои творческие инициативы.
Почему Вы приняли решение поступить в Омский педагогический? С чем был связан выбор специальности?
В 9 классе ко мне в руки попала брошюра Омского благотворительного центра "Радуга", и я поняла, что хочу как-то помогать детям с различными заболеваниями. Стала искать, как называются специальности, в каких вузах они есть. К 11 классу я уже точно определилась с дальнейшим маршрутом обучения. Я знала, что поступлю в ОмГПУ на факультет начального, дошкольного и специального образования и буду изучать дошкольную дефектологию. Сразу оставила оригиналы документов при поступлении. Если бы по какой-то причине не поступила в университет, то пошла бы учиться в колледж на ту же специальность. Но у меня всё получилось, и я стала студенткой Омского педагогического университета.
Елизавета, поделитесь двумя-тремя наиболее запомнившимися моментами из студенчества.
Я часто вспоминаю краткий разговор с Людмилой Евгеньевной Томме в коридоре спустя неделю после моего поступления. Именно в тот момент я впервые в жизни столкнулась лицом к лицу с педагогом и психологом с большой буквы. Я что-то тревожно лепетала, какие-то свои вопросы, но внутренне восхищалась тем, с каким уважением слушает меня этот человек. Тогда я поймала себя на мысли, что хочу научиться так же. Потом я познакомилась с другими преподавателями и всё больше убеждалась, что вокруг много взрослых и мудрых людей. С того момента уже училась у них сознательно.
Второй момент - это моя двойка по истории педагогики и единственная в жизни пересдача. Я сильно заикалась в школе и на первых курсах университета, поэтому сначала вообще не отвечала устно на семинарах. Не набрала достаточно баллов, а на экзамене не повезло с билетом. Зато потом, летом, я даже спала с учебником и своими конспектами. Ну и, конечно, сдала осенью этот экзамен на четверку.
На чьи занятия нравилось ходить больше всего?
Я очень любила лекции Натальи Николаевны Шерешик, Ольги Юрьевны Синевич, Елены Александровны Чернявской. Практические занятия с Валерией Дмитриевной Толкачевой я, к сожалению, не оценила по достоинству, когда училась, но зато сейчас могу смело сказать, что очень часто вспоминаю добрым словом, перечитываю свои конспекты. В памяти осталось много рекомендаций, приёмов, примеров. А на руках - несколько альбомов и папок с печатными пособиями.
Что привело Вас в частную практику?
Желание расти и развиваться в профессии. К сожалению, в структуре бюджетных учреждений мои амбиции быстро нашли свой потолок возможностей. Ну и, конечно, желание иметь средства на реализацию своих человеческих мечт и желаний, а не только профессиональных.
Расскажите, пожалуйста, немного о своём первом проведенном занятии. Как это было?
Мой профессиональный путь начался в “Лекотеке”, за что я хочу выразить огромную благодарность Екатерине Витальевне Орловой, без неё ничего бы этого не было. А первое занятие я совсем не помню, могу предположить, что я очень волновалась.
Как изменила Вас работа с детьми? Чему она научила, что привнесла в Ваши будни?
Моя работа с семьями особенных детей меняет меня ежедневно. Невозможно рядом с ними оставаться такой, какая я есть, и не расти. Если глобально, то научила не сдаваться, верить без ожиданий, не ждать быстрого результата, даже если очень хочется, доверять мудрому течению жизни и отпускать тревогу. Не вешать нос и не унывать. Держать сердце всегда открытым, несмотря на то огромное количество боли, с которым приходится сталкиваться ежедневно. Ну и, конечно, любить людей. А ещё принимать слабости и несовершенства в себе и в других.
Как педагогическое образование помогает в повседневности? Ради чего стоит поступать в педагогический вуз?
Передо мной не стоял выбор: поступать или нет. Для меня это решение было единственно верным и определило всё дальнейшее течение жизни. Наверное, стоит поступать, если чувствуешь, что по-другому не можешь и тебе нужно именно сюда, как и мне.
Что Вы могли бы посоветовать нашим читателям, которые ещё ищут свою профессиональную стезю?
Не предавать себя. Выбирать сердцем всё в своей жизни. Доверять интуиции.