26 января отмечается Международный день экологического образования. Этот день дает возможность подумать о проблемах и вопросах, относящихся к помощи окружающей среде и миру, в котором мы сейчас живем.
Как мы можем помочь природе? Насколько важна экологическая грамотность? Эти вопросы мы задали доценту кафедры биологии и биологического образования Людмиле Кубриной. Что ответил опытный эколог и педагог, читайте в интервью.
Какие советы Вы можете дать тем, кто хочет заботиться о природе?
Существует множество советов для тех, кто хочет заботиться о природе. Есть такое понятие, как «экологические привычки». Это привычки в сфере потребления природных ресурсов, контакта с природой, нацеленные на уменьшение вредных отходов и заботу о природе. Формирование экопривычек происходит с раннего возраста, например: выключать свет, выходя из комнаты (по оценкам экспертов, 15 % электричества в нашей стране идёт на освещение), чаще мыть окна и плафоны (чистота — залог не только здоровья человека, но и всей планеты. Пыльные плафоны и грязные окна сильно снижают уровень освещённости в помещении. Этот показатель зачастую доходит до 35%. Конечно, можно стать волонтером и экологическим активистом, но прежде всего необходимо начать с экологических привычек.
Помогает ли популяризация правильного экологического поведения исправлять природную ситуацию?
Вовлечение молодежи в мероприятия по защите окружающей среды дает им возможность применения полученных знаний на практике, позволяет осознать свою причастность к природе, формирует навыки правильного экологического поведения и позволяет надеяться, что наше будущее поколение вырастет неравнодушным к проблемам окружающей среды и будет способным принимать необходимые меры по решению этих проблем. Кроме того, владение иностранным языком позволяет интегрироваться в международные организации и заниматься природоохранной деятельностью в мировом масштабе.
Какие объекты Омской области Вы бы хотели исследовать в перспективе?
В перспективе, конечно, хотелось бы более подробно провести цитогенетический мониторинг районов Омской области и рассмотреть особенности техногенеза не только в городе, но и в области.
Как меняется популярность экологического направления в образовании?
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивое развитие цивилизации, выступает система образования и воспитания. В сложившихся условиях стратегической целью образования является экологизация сознания подрастающего поколения, изменение его мировоззренческих и социальных установок, формирование личности с высоким уровнем экологической культуры. В России следует учить молодое поколение бережно относиться к собственному дому с самого раннего детства. Помимо этого, нужно развивать так называемое «техническое» направление экообразования в высших учебных заведениях, где студентам будут рассказывать о техногенном воздействии на окружающую среду.
Какими обязательными экологическими навыками должен овладеть каждый человек?
В условиях актуальных тенденций по поддержанию экологии новое значение приобретает экологическая грамотность. В современном мире экологическими знаниями должен обладать каждый, независимо от рода деятельности. Экологическая грамотность подразумевает под собой не просто знание основ экологии, но и умение воспринимать адекватно экологические проблемы. Каждый человек должен осознавать, что изменить экологическую ситуацию в стране и мире должны не только чиновники, общественные деятели, но и каждый отдельный человек. Осознание этой простой истины — важный элемент экологической грамотности.
Каким образом университет в Вашем лице может принять участие в нацпроекте «Экология»?
В перспективе планируем поучаствовать в программе «Зелёные вузы России». «Зелёный вуз» — это не только раздельный сбор отходов и экопросвещение. В первую очередь это стратегия устойчивого развития, «зелёная» инфраструктура, создание экостартапов, содействие трудоустройству в сфере «зелёной» экономики и многое другое. Вузы могут стать примерами и драйверами экологически устойчивого развития.