+7 (3812) 637-379 (приемная комиссия)
+7 (3812) 251-462 (приемная ректора)
Структура университета Версия для слабовидящих
Главная • Новости • Репортажи • Дни науки в «Иртышском»

Дни науки в «Иртышском»

23.04.2010

Выходные с пользой провели недавно преподаватели и студенты магистратуры направления «Педагогика». Их «День науки», который включал в себя научно-практическую конференцию, дебаты, «золотые лекции» профессоров, впервые был проведен в санатории-профилактории «Иртышский». Три дня активного и «умного» отдыха провели магистранты первого и второго курса магистерских программ: «Высшее образование», «Дополнительное образование детей», «Организационная психология в образовании», «Психологическое консультирование в образовании», «Психология развития», «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Социальная педагогика», «Сравнительная педагогика», «Среднее образование», и магистранты второго курса программ «Социально-педагогическая работа в детских образовательных учреждениях» и «Психология и педагогика воспитания».

Начало выездной конференции положила «золотая лекция» доктора педагогических наук, профессора Людмилы Андреевны Шипилиной «Проектное управление инноваций в современном университете: методологический аспект». После лекции профессора просто необходимо было подкрепиться, а после ужина магистранты отправились на «Магистерский капустник». Вечер юмора удался! Отдохнувшие, с хорошим настроением его участники отправились готовиться к следующему интересному, но напряженному дню конференции.

Директор Центра магистерской подготовки Галина Петровна Синицына с пожеланиями продуктивно провести эти дни в «Иртышском» торжественно открыла научно-практическую конференцию «Педагогическое образование: проблемы и поиски». Затем слово взяла проректор по учебной работе ОмГПУ, научный руководитель магистратуры направления «Педагогика», доктор педагогических наук, профессор Надежда Викторовна Чекалева. Она обозначила пять контекстов развития педагогического образования: «Теория человеческого капитала 1964 г.»; «Современная социокультурная и экономическая ситуация»; «Характеристики современного профессионального образования»; «Новые вызовы времени (непредсказуемые нестандартные ситуации – нестандартные решения)»; «Обеспечение качественного педагогического образования».

Галина Петровна Синицына, директор Центра магистерской подготовки в своем выступлении «Проблема развития магистратуры в российских вузах» обозначила серьезную проблему. Согласно государственной статистике, в российских вузах обучаются меньше одного процента студентов-магистрантов от общего числа студентов. А ведь в ведущих вузах России накоплен определенный опыт реализации программ подготовки магистров, который позволяет говорить о степени успешности, эффективности и привлекательности магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы. Она говорила о том, что образовательный потенциал магистратуры реализуется в большей степени, чем исследовательский.

Далее состоялись дебаты на очень актуальную тему – «Педагогическое образование: за и против». Сторону «За» представляла Наталья Александровна Дука, сторону «Против» – Аркадий Аркадьевич Петрусевич. Как ни крути, но проблема педагогического образования существует: в России наблюдается системный кризис педагогического образования, так как доля предпочтений абитуриентов в 4 раза ниже, чем доля выделенных бюджетных мест в педагогических вузах. Мнения по возможному решению проблемы разделяются. Мнение первое: «Основная угроза для высшего образования состоит в нежелании представителей академического сообщества замечать объективные тенденции, в неспособности меняться» (А.В. Белоцерковский, ректор ТГУ). Мнение второе: «Укрупнение педвузов неизбежно приведёт к уменьшению их числа, к удалению учителя от среды его профессионального становления и вряд ли увеличит приток выпускников таких педвузов в школу» (Н.К. Сергеев, ректор ВГПУ).

Аркадий Аркадьевич апеллировал к мнению Аркадия Ульмана, зав. кафедрой педагогики Орловского государственного университета, в состав которого местный педагогический вуз был включен еще в 1996 году: «Сегодня идея интеграции региональных вузов очень актуальна: потребности населения в качественном образовании растут, а предлагаемые преобразования, с одной стороны, повышают статус и престиж вуза, с другой стороны, позволяют выжить в условиях конкуренции».

Наталья Александровна в ответ привела мысль проректора по научной работе ОмГПУ, доктора философских наук, профессора Дмитрия Михайловича Федяева: «Я думаю, реформа, кроме вреда, не принесёт ничего. Причём её последствия скажутся не сразу, а через десяток-другой лет. К тому времени нынешние реформаторы уже будут на заслуженном отдыхе и забудут о том, что именно совершили. И тогда придут новые реформаторы и придумают что-нибудь еще».

В ходе дебатов были также рассмотрены концептуальные меры других стран по преодолению кризиса в сфере образования. Завершило дебаты голосование зала, которое показало, что большая часть магистрантов приняла сторону «против».

Эту проблему можно долго и много обсуждать. Поэтому, приведем стихотворение Омара Хайяма, так сказать, для размышления:

Пока для школы не назначена цена,
Просить у власти хлеб она должна.
Наверно, школа плохо власть учила,
Коль милостыню у нее просить должна.

После обеда началась активная работа по секциям:

  • «Компетентностный подход в профессиональном образовании», руководители А.А. Петрусевич и О.А. Петрухина;
  • «Подготовка учителя в современном вузе», руководители Г.П. Синицына и Н.А. Дука;
  • «Организационная психология в образовательных учреждениях», руководители В.В. Шипилина и Т.А. Лаздина;
  • «Личность и охрана здоровья», руководители Л.Н. Антилогова, Е.А. Черкевич;
  • «Психология развития личности», руководители А.С. Шаров и Л.А. Шипилина;
  • «Подготовка социальных педагогов к социально-педагогической работе», руководители С.А. Маврин и Е.В. Намсинк.

Всего в секциях было заслушано 42 доклада.

Субботний день конференции продолжился «золотыми лекциями» профессоров Сергея Анатольевича Маврина («Развитии университетского образования в России: прошлое, настоящее, будущее»), Анатолия Сергеевича Шарова («Культурная психология: в поисках новой парадигмы») и Ларисы Николаевны Антилоговой («Гуманистическая направленности труда педагога-психолога»).

Такой плодотворный и научно насыщенный день не оставил сил участникам конференции даже на пение караоке. Прогулка на свежем воздухе «Иртышского», здоровый сон – и хоть снова на два дня научного труда!

Все участники конференции дружно решили, что такие научные выезды станут доброй традицией в магистратуре направления «Педагогика»!

Катерина Казаченко, пресс-секретарь ОмГПУ