3 февраля в Омском государственном педагогическом университете состоялся семинар «Обсуждение ФГОС начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования», в котором приняли участие преподаватели, аспиранты, учителя Академического лицея.
На семинаре выступили: И.Н. Озерова, зам. декана факультета педагогики и психологии детства; Е.Н. Черненко, зам. декана исторического факультета; Г.П. Синицына, директор Центра магистерской подготовки; В.А. Далингер, зав. кафедрой теории и методики преподавания математики; А.Н. Козьмина, учитель истории Академического лицея; М.П. Лапчик, и.о. проректора по учебной работе и информатизации; Н.В. Чекалева, и.о. проректора по учебной работе.
Основные задачи семинара сводились к обсуждению ФГОС начального образования, а также проекта ФГОС основного, общего (полного образования), проблемам преемственности ФГОС школьного образования и высшей школы, задачам ОмГПУ по подготовке будущих учителей к реализации ФГОС школьного образования.
В ходе семинара были зафиксированы позитивные стороны новых школьных стандартов:
- ориентация на личностные, метапредметные и предметные компетенции школьников;
- усиление значимости внеурочной деятельности школьников;
- появление новой дидактической модели образования;
- актуализация личностных результатов образования;
- понимание стандарта как общественного договора между всеми субъектами образовательного процесса;
- актуализация концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников;
- введение вариативного обучения;
- предоставление школьникам возможности выбора собственного индивидуального маршрута образования и др.
Вместе с тем участниками семинара были названы проблемы введения ФГОС школьного образования:
- преемственность между ступенями обучения, а также школой и вузом;
- возможности дошкольного образования в становлении «портрета» школьника;
- отработка механизма выбора в образовательном процессе;
- оценка персонифицированных результатов образования школьников;
- опасность превращения образования только в образовательные услуги;
- сложность реализации воспитательного идеала в современном обществе и т.п.
Была высказана тревога по поводу проекта ФГОС общего (полного) образования: «радикальное перекраивание школьной программы и перевода в статус предметов по выбору ее главных дисциплин», механизм выбора школьниками уровня обучения, опасность снижения качества образования обучающихся.
По итогам семинара возникли следующие предложения: провести на кафедрах изучение ФГОС начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования и включение в программы соответствующих дисциплин, осуществлять преемственность подготовки студентов на основе школьных стандартов и ФГОС нового поколения, актуализировать данный вопрос в период прохождения студентами педагогической практики.
Главный вывод был сделан М.П. Лапчиком: «Надо не только критиковать стандарты, но широко обсуждая их, вносить свои конструктивные предложения по их совершенствованию».