Под таким названием прошел семинар Совета Европы 5–7 мая 2003 года в г. Мейсене (ФРГ) на базе Саксонской академии повышения квалификации учителей.
На фоне процессов глобализации и интернационализации в современном мире особенно остро встает проблема культурных различий, которые часто становятся причинами кризисов и конфликтов. Поэтому диалог между культурами, дискуссии по поводу взглядов на «свое» и «чужое» становятся одним из важнейших требований современности. Шаг за шагом идет развитие мультикультурного мирового общества, затрагивающее государственную, повседневную, трудовую, культурную и образовательную сферы. Последняя способна и должна оказывать существенное влияние на развитие тенденций мирового сообщества и находить свои специфические возможности для решения общественных и цивилизационных проблем. Именно это и послужило причиной организации подобного семинара.
Участие в данном академическом курсе дало возможность специалистам различных стран (Германия, Греция, Латвия, Россия) встретиться и обсудить в живом диалоге проблемы межкультурного взаимодействия, в том числе выразить собственные точки зрения по вопросам межрелигиозного взаимопонимания.
В ходе работы семинара были освещены современные тенденции общественного развития в рамках межкультурного диалога, определены причины, препятствующие ему.
Переживая глобализацию в сферах технологий, коммуникации, СМИ и финансовых рынков, с одной стороны, мы все больше и больше ощущаем фрагментацию мировой политики, с другой.
Современные технологии не дают настоящего единства, а ведут скорее к технической унификации. На сегодняшний день утерян полюс единой универсальности, ему на смену пришло множество альтернатив, конкурирующих друг с другом и претендующих на абсолютную истинность. В то время как набирают силу региональные экономические объединения, национальные меньшинства стремятся к политической власти и требуют независимости. Большинство конфликтов в современном мире (Алжир, Югославия, Руанда и т.д.) – это внутренние этнико-религиозные конфликты, не последнюю роль в которых играют проявления национализма и региональных религиозных фундаменталистских тенденций, стремящихся к экстремальной политизации культурных различий. Поэтому при решении конфликтов нельзя оставлять без внимания одно из важнейших измерений человека – религиозное. Религия как в диахроничном, так и в синхроничном плане должна пониматься как универсальный феномен.
М. Штурм-Бергер и М. Баушке, референты, приглашенные Саксонской академией повышения квалификации учителей, подчеркнули существование возможности для наведения мостов и нахождения точек соприкосновения в межрелигиозном диалоге. Важную роль при этом играет убежденность в принципиальной значимости общечеловеческих ценностей, объединяющих различные религии: человеческая семья, равенство, необходимость уважать достоинство всех людей, уважение к неприкосновенности личности и совести, а также сознание того, что власть и закон – это не одно и то же, что человеческая власть никогда не будет самодостаточной и не должна быть абсолютной. Ни одна культура, религия или мировоззрение не могут претендовать на понятие исключительного логоса или правильного миропонимания.
Данные идеи находят сегодня широкое воплощение как в церковной, так и в светской политике. Яркими примерами выступает бахаизм – религиозное направление, стремящееся к преодолению противоречий мировых религий, и декларация Мировой Этики, принятая 04.09.1993 года в Чикаго и нацеленная на «устранение этических, национальных, социальных, экономических и религиозных напряжений, угрожающих построению мира».
Это та основа межкультурного и межрелигиозного диалога, построение которой необходимо начинать уже в школе.
Поэтому несомненным достоинством проведенного семинара явились попытки показать возможности для органичного включения основных идей и положений Мировой Этики в школьный урок (по предметам «этика», «религия»), в организацию воспитательного процесса в школе, затрагивающего три основных уровня: учащиеся, педагогический коллектив, образовательное учреждение. Участники семинара активно делились опытом воспитательной работы, конструировали занятия по предметам «этика», «религия», обменивались мнениями по проблеме.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что я получила прекрасную возможность принять участие в обсуждении интересующих меня вопросов, познакомиться с иными точками зрения, а также собрать содержательный теоретический и практический материал по проблеме межкультурного и межрелигиозного диалога.