2002 год. Начало октября. Дворец Искусств имени Малунцева. Пластический театр «Группа ХарАктеров». «СТАЛКИНГ».
Семинар-тренинг в театре. С первого взгляда подобное предложение вызывает удивление, ведь семинары и психологические тренинги принято считать достоянием заезжих мастеров от психологии да всевозможных восточных учителей. И в нашем городе культура обучения с помощью семинаров появилась сравнительно недавно. Однако, если разобраться, то практически 90% всевозможных тренингов основаны на принципах театрального искусства. Именно театральное искусство – сфера, в которой люди профессионально занимаются изучением человека.
Подобные размышления привели к тому, что в 1999 году в театре «Группа ХарАктеров» возникла идея проведения семинара для широкого круга желающих. Ранее семинары имели сугубо профессиональный характер: актёрские, режиссёрские, движенческие. Программа семинара возникла путём объединения и синтеза наработанного материала в виде специальных заданий в одну смысловую линию, ведущую к конкретным результатам. Так появился семинар-студия «Сталкинг». Вскоре театр планирует провести девятый по счёту семинар. Девятый семинар «Сталкинг» посвящён набору новых непрофессиональных актёров в труппу театра. При этом программа семинара рассчитана на участников, в планы которых не входит в дальнейшем работать в театре.
Тема предлагаемого семинара – «Страх публичности». Упомянутый страх присущ не только актёрам, но и людям, не связанным напрямую со сценой. Но прежде чем пригласить читателя к участию в тренинге, предлагаем обратить внимание на место, в котором он проводится, а также его историю.
В 1986 году во Дворце культуры Нефтяников был создан театр. Вскоре театр получил название «Группа ХарАктеров». По сей день стилистика театра определяется работой с телом. Начав с жанра классической пантомимы, труппа театра пробовала работать с различными системами и школами движения. За время проделанной работы появился свой взгляд театра на движение в целом. Основой стиля стала пластика. Именно поэтому театр называется пластическим.
Творческая характеристика театра начинается с оригинальной идеи, воплотившейся в искромётной клоунской мим-программе «Марафон», ставшей дипломантом «Театральной весны – 88». Благодаря этой работе зрители познакомились с новым для Омска жанром театральной клоунады. Кстати, наш коллектив представляет клоунаду на многих городских праздниках.
Поиск дальнейшего пути привёл к присвоению коллективу звания «Народный театр» за спектакль «Сны Евгении» и лауреатство в «Театральной весне – 89». В дальнейшем на областном фестивале «Театральная весна» спектакли театра неоднократно становились лауреатами в различных номинациях.
В конце 90-х годов репертуар театра пополнился работами иного уровня. Среди них были пластические: лауреат «Театральной весны – 96» социальная жутка «Вертолёт» и дипломант «Театральной весны – 98» синтетическая инсценировка мыслей и наблюдений режиссёра и актёров театра «Вечером нет ничего выше моих плеч». Эти спектакли стали классикой театра. Зрители других городов могли неоднократно видеть их во время выездов театра на фестивали.
Огромная работа проведена театром в попытке соединить искусство пластического актёра с драматическим материалом. В итоге репертуар пополнился неповторимыми по жанрам и стилистике спектаклями. Трагифарс по пьесе О. Ернева «Третий глаз»; Роман одной ночи по Н. Коляде «Бином Ньютона»; Лауреат «Театральной весны – 2000» спектакль «Сад камней».
Приближение нового века совпало с переоценкой творческого багажа коллектива. Практический навык режиссёра и актёров, опыт, результаты, полученные в процессе роста театра, оказались переходными к сезону 2001 года. Три новинки одновременно: Лауреат «Театральной весны – 2001» Дежа-вю по пьесе Е.Гришковца «Зима» «Две сказки в одном лесу»; моно-спектакль по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос»; Лауреат «Театральной весны – 2001», лауреат «Второго всероссийского фестиваля любительских театров» История двух ночей по пьесе Н. Коляды «Сказка о мёртвой царевне». Театр также получил лауреатство на «Театральной весне – 2002» за спектакль – интерактивное действо «Жизнь удалась».
Для так называемого любительского театра перечисленные выше работы, а точнее их количество, ни в коей мере не сопоставимое с качеством, несомненно, показатель высокого профессионализма. «Профессионализм – это стабильность результата» – фраза, характеризующая театр.
Критика и зрители называют театр по-разному: новаторским, элитарным, психологическим. Одно можно сказать определенно: после посещения спектаклей никто не уходит равнодушным, а порой даже по прошествии многих лет возникают воспоминания об увиденном и пережитом.
Любительский театр – это особый вид искусства, поражающий своей мощной энергией первооткрывателя и удивительной бескорыстностью. Любительский театр изначально беззащитен, беспрекословно открыт всем ветрам перемен вокруг него и призван всю свою жизнь творить, стремясь никогда не останавливаться на достигнутом.
Пластический театр «Группа ХарАктеров» существует уже 15 лет. Это большая редкость, ведь труппа меняется, и работать на должном уровне, сохраняя спектакли живыми, непросто. И в этом, конечно же, заслуга нашего Мастера, основателя и режиссёра театра Юрия Юрьевича Шушковского.
Член Союза театральных деятелей России, выпускник Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина, преподаватель ОмГУ, преподаватель колледжа культуры, Юрий Юрьевич стал первооткрывателем пластического жанра в нашем городе. Все молодые режиссёры Омска, творящие в этом жанре, прошли школу мастерства Ю.Ю.Шушковского.
Совершенно естественно, что мастерство не желает и попросту не может оставаться невостребованным. Избыток знаний и опыта Мастера ищет форм выражения своего таланта. И на гребне этого поиска появился «Сталкинг».
За время существования семинар проводился восемь раз. Два раза проведён второй уровень. «Сталкинг» собирает и объединяет людей, стремящихся открыть новые грани в себе. Актёры театра вместе с мастером преподают актёрское мастерство, проводят телесно ориентированные и психологические тренинги. Основными целями семинара являются:
- ознакомление и выявление природы страха публичности; проработка и коррекция структур обнаруженного страха; выявление жёстких паттернов поведения;
- столкновение ригидных участков тела (т.н. «зажимов») с действительными возможностями тела;
- выявление границ и содержания эмоциональных проявлений;
- расширение возможностей эмоционального реагирования;
- выведение в сознание понимания взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий тела, эмоций и мыслей.
Итак, тех, кто заинтересовался предложенной информацией, театр «Группа ХарАктеров» приглашает к себе в гости.
Тема семинара: СТРАХ ПУБЛИЧНОСТИ
В программе:
- Телесный тренинг
- Осознание движения тела
- Актёрское мастерство
- Психологический тренинг
Приглашаются все желающие от 18 до 35 лет.
Организационное собрание состоится 5 октября в 18:00 в помещении ДИ Нефтяников им. Малунцева, ком. 302.
Семинар-студия пройдёт в ДИ Нефтяников им. Малунцева, ком. 302 (12 занятий).
Коллектив «Группа ХарАктеров» после семинара принимает участников в театр. Руководитель театра – выпускник Щукинского театрального училища, член СТД Юрий Юрьевич Шушковский. Телефон театра: 224–334, 65–85–23.