Омский государственный педагогический университет осуществляет подготовку специалистов, бакалавров и магистров по широкому спектру специальностей и направлений подготовки, отвечающим потребностям региона и современным тенденциям развития образования. В настоящее время подготовка студентов ведется по семи направлениям (14 профилей и 10 магистерских программ), 23-м педагогическим специальностям и 12-ти непедагогическим специальностям.
Структура подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров в университете включает программы довузовской подготовки, профориентации, высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования, а также повышения квалификации и переподготовку.
Довузовская подготовка и профориентация школьников осуществляется на факультете довузовской подготовки и дополнительного образования, который входит в состав Института непрерывного профессионального образования, являющегося структурным подразделением университета.
Структура контингента студентов университета по группам направлений основных образовательных программ
Стремительному росту числа реализации основных образовательных программ в университете предшествовала большая работа по лицензированию новых специальностей и направлений подготовки (главным образом магистратуры). Эти данные представлены в таблице:
Количество имеющихся в 1997–2003 годах лицензий на профессионально-образовательные программы и специализации, зарегистрированные в УМО по специальностям высшего педагогического образования
Профессионально-образовательные программы | Всего специальностей и направлений, имеющих лицензии | |||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
Направления подготовки | Бакалавры | 4 | 4 | 4 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Магистры | — | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | |
Специальности | 19 | 28 | 30 | 27 | 36 | 36 | 37 | |
Специализации | — | — | — | — | 39 | 70 | 75 |
Важно отметить, что за эти годы университет обеспечил как количественный рост числа лицензированных профессионально-образовательных программ, так и качественную составляющую учебно-воспитательной и научной работы со студентами. Качество подготовки студентов связано прежде всего с открытием магистратуры по четырём направлениям, включающим 10 магистерских программ, и впервые появившихся в 2001 году в учебных планах педагогических специальностей специализаций. Причем более 10-ти специализаций были разработаны кафедрами университета и включены в Перечень Минобразования РФ по специальностям высшего педагогического образования.
Наиболее эффективно развивалось обучение на заочном и очно-заочном отделениях. Если выпуск специалистов, окончивших университет по заочной форме обучения в 1998 году, составил 272 человека (из них 1,4% на внебюджетной основе), а на очно-заочной форме – 27 человек (все на внебюджетной основе), то в 2002 году заочное отделение окончили 676 человек (50,1% внебюджетников) и 359 человек окончили очно-заочное отделение с полной оплатой обучения.
Основной формой подготовки студентов в ОмГПУ является традиционная одноуровневая система, позволяющая готовить специалистов – учителей-предметников. По этой форме обучаются студенты заочного и очно-заочного отделений. На дневном отделении наряду с одноуровневой системой применяются ступенчатая и многоуровневая системы.
Ступенчатая система используется в основном на факультете дошкольной педагогики и психологии. Этот факультет в рамках некоммерческого партнерства педагогических учреждений Омской области «Педагогическое образование», преобразованного в 2003 году в ассоциацию «Непрерывное педагогическое образование», осуществляет подготовку специалистов путем сопряжения основных образовательных программ среднего педагогического и высшего педагогического образования. В результате сотрудничества факультета с педагогическими колледжами созданы сопряженные учебные планы педколледж – университет, позволяющие выпускникам педколледжа поступить на первый курс университета по специальности, соответствующей специальности среднего профессионального образования, а затем обучаться по сокращенным программам подготовки специалистов по очной форме обучения в течение трёх лет, а по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения – в течение 3,5 лет. Сроки обучения сокращаются за счёт переаттестации общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин разделов или в целом отдельных общепрофессиональных или специальных дисциплин, а также различных видов практик, включая преддипломную. Аналогичная система действует на факультете искусств по специальности "Музыкальное образование".
Сокращенные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования используются и на других факультетах (специальностях) для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней и обучающихся, как правило, по очно-заочной (вечерней) или заочной формам. Сроки освоения сокращенных программ по различным формам обучения устанавливаются индивидуально согласно письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 30.03.99 г. №14–55–156 ин/15 и приказов Минобразования России от 14.11.01 г. №3654 и №1725 от 13.05.02 г.
С 1994 года в университете используется многоуровневая система высшего педагогического образования. Реализация этой системы началась с подготовки бакалавров образования по четырём направлениям, а затем, на основе специального письма Министерства образования РФ от 22.09.94 г. №844/13–25, в порядке эксперимента была открыта магистратура. Особенностью подготовки студентов по многоуровневой системе в ОмГПУ является то, что она позволяет студентам после окончания бакалавриата продолжить обучение по программам специалиста. Это связано с тем, что стандарты подготовки по направлениям и специальностям во многих случаях близки. На этом основании Министерство образования РФ разрешило университету проведение эксперимента (приказы от 06.10.94 г. №383 и от 08.12.94 г. №476) по разработке и освоению совмещенных рабочих учебных планов, обеспечивающих одновременное выполнение требований ГОСов подготовки бакалавров и специалистов со сроками обучения 4 (бакалавриат) + 1 (специалитет). Таким образом, в университете была разработана линейная схема по комбинированию образовательных программ, когда траектории подготовки бакалавра, специалиста и магистра частично накладываются одна на другую.
Линейная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ
Кроме линейной схемы, в университете разработана и применяется, особенно в последние годы, разветвленная схема, когда траектории обучения на первых курсах совмещены с последующим разветвлением на старших курсах. Внутри этой схемы возможны переходы с одной профессионально-образовательной программы на другую, но в отличие от линейной схемы такой переход предусматривает ликвидацию разницы в учебных планах подготовки бакалавра = специалиста или специалиста = магистра.
Разветвленная схема траектории образовательного процесса в ОмГПУ
Приведенная схема отражает все возможные траектории получения высшего профессионального и послевузовского образования в ОмГПУ.