Одним из лучших педагогов-психологов Омской области стала выпускница ОмГПУ Марина Поливода. Накануне были подведены итоги областного этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2021», в котором Марина Алексеевна стала призером. Она работает педагогом-психологом в гимназии № 159 вот уже 5 лет, а с началом учебного года стала преподавать и в родном университете на кафедре практической психологии.
О выборе профессионального пути, о важности бережного отношения к внутреннему миру человека и о том, почему родители должны помочь в формировании позитивного отношения к школе – читайте в нашем интервью.
– Ваша профессия – по зову сердца или по стечению обстоятельств? Почему выбрали Омский педагогический?
– По зову сердца. Каждый из нас хоть раз задавался вопросом: «Каково же мое предназначение в жизни?». Это и понятно, ведь любой человек так или иначе должен приносить пользу обществу. Поэтому мой выбор пал в сторону профессии сферы «человек-человек». Когда я училась в 8–9-х классах, часто посещала профориентационные ярмарки, ходила на тренинги, которые проводили студенты ОмГПУ. Мне нравилось! В десятом классе я много раз перелистывала каталог омских высших учебных заведений, взвешивала все за и против. После долгих размышлений и обсуждений с родителями выбрала педагогический университет и факультет психологии и педагогики.
– Кто для Вас пример в профессии? Может быть, Вы из учительской семьи или Ваши школьные учителя повлияли на Вас?
– Пример для меня – мой первый учитель. Учитель начальных классов Ирина Борисовна Разливалова. Первый учитель делает большой вклад в жизнь ребенка. Так и для меня Ирина Борисовна стала примером того, как нужно проводить занятия и общаться с детьми.
– Быть психологом, безусловно, трудно. Какой главный принцип в Вашей работе?
– Нельзя сказать, что быть педагогом-психологом трудно. Это интересно. Интересно решать сложные задачи, которые возникают в работе. Работа с детьми приносит мне удовольствие, вызывает желание трудиться дальше и побуждает к постоянному самосовершенствованию. Главный принцип – сопровождать ребенка и подростка на пути взросления. Важно прививать ребенку бережное отношение к внутреннему миру человека. Нужно сформировать у детей бережное отношение к себе и к другим людям. Детям нужно показать, как взаимодействовать с другими людьми, как решать жизненные ситуации, как сохранять спокойствие, как управлять своими эмоциями. Такое бережное отношение к себе и другим людям формирует гармоничную личность. Это важно.
– Участие в конкурсах профессионального мастерства – хобби или часть работы?
– Делать свою работу качественно в соответствии с требованиями системы образования мне помогает непрерывный процесс самообразования. Я регулярно прохожу курсы повышения квалификации, посещаю семинары, вебинары, принимаю участие в научно-практических конференциях и конкурсах. Это все позволяет мне реализовываться в профессиональной деятельности и удовлетворять потребности саморазвития. Поэтому участие в таких конкурсах – это однозначно саморазвитие, повышение профессионального уровня и приобретение опыта.
– Что представляет собой конкурс «Педагог-психолог России – 2021» в регионе?
– Он состоит из двух этапов: заочного и очного. Для заочного этапа было необходимо представить визитную карточку в виде ролика, рассказать об опыте реализации психолого-педагогической практики и инновационной технологии оказания психолого-педагогической помощи в соответствии с требованиями профстандарта. Также нужна была характеристика профессиональной деятельности. Второй этап включал в себя два тура: отборочный и финальный. Отборочный тур – одно конкурсное испытание «Защита реализуемой психолого-педагогической практики». Финальный тур – экспертные испытания «Мастер-класс» и «Блиц-интервью».
– Как Вы думаете, могут ли конкурсы, к примеру такие как «Учитель года», быть инструментом для популяризации педагогической профессии?
– Думаю, да. Они широко транслируются на всю страну. В них всегда принимают участие амбициозные харизматичные талантливые люди. На них хочется равняться, хочется расти профессионально.
– Чувствуете ли Вы, что престиж профессии снизился в последнее время? Как вернуть его, и стоит ли возвращать?
– Вспоминаю свое отношение к учителям. Мы, ученики, смотрели на учителя с придыханием. Они для нас были едва ли не единственными источниками знаний. Сейчас у детей больше возможностей в этом плане. Поэтому учителю остается одно – быть интересным для учеников. С ними важно говорить как бы на их языке, использовать разные игровые приемы и интерактивные задания, тогда на учителя ученик будет смотреть с тем самым придыханием. Есть вторая сторона этого вопроса – родители. С ними нужно работать, вовлекать в учебный процесс. Зачастую именно родители формируют у ребенка негативное отношение к школе, к учителям. Все домашние разговоры, даже если ребенок участвует в них только как слушатель, он впитывает и затем транслирует. Чтобы учитель и школа были важными для ребенка, нужна помощь и родителей. Мы все участники процесса формирования отношения к педагогической профессии.
– В России создается система образования, достойная вхождения в десятку лучших в мире, а также строится система воспитания. Что по поводу этих целей думаете Вы?
– Думаю, что данная цель будет положительно влиять на гармоничное развитие и социальную ответственность каждого. На сегодняшний день это одна из целей национального проекта «Образование». Гимназия № 159, как и ряд других образовательных учреждений, активно принимает участие в данном проекте. Также мы участвуем в таких федеральных проектах, как «Будущий учитель – учитель будущего», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Кадры будущего для регионов». В школах России были приняты новые программы воспитания. Наша гимназия с нового учебного года начала реализацию данной программы. Министерство просвещения совместно с Российским движением школьников объявило о старте проекта «Навигаторы детства». В ходе проекта у нас в гимназии выбраны два советника директора по воспитательной работе.
– Что Вам дал университет, а что мог бы дать, но не дал?
– Педагогический университет – профессиональная подготовка. Было получено много теоретических знаний и практических умений. Обучение в педвузе дает возможность оказаться сразу внутри педагогического процесса. Конечно, хотелось бы получить как можно больше практического опыта.
– Кому из преподавателей ОмГПУ Вы особенно благодарны за свой профессиональный путь?
– Хочется сказать слова благодарности абсолютно всем преподавателям кафедры общей и педагогической психологии и преподавателям кафедры практической психологии, где я обучалась в магистратуре. Всегда вспоминаю занятия Белобородовой Е.А., Светлаковой В.П., Федоровой Н.В, Антилоговой Л.Н, Манаповой Е.И. Шабышевой Ю.Е. Отдельное спасибо научным руководителям – Шиловой И.М. и Нелюбину Н.И. Также за наставничество спасибо Романенко И.Г.
– Марина, чем вы занимаетесь в свободное время?
– Свободное время люблю проводить с семьей, с близкими людьми. Я очень дорожу своей семьей, которая также имеет большое отношение к становлению моего профессионального пути. Люблю путешествовать.
– Какова ваша идея о счастье?
– Счастье – здоровая и полная семья. Семейные ценности. Мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Психология – вселенная, центром которой является личность человека. Чувствовать свою сопричастность к чему-то большому – огромное счастье.
– Если бы у Вас была возможность встретиться с известным, важным для вас человеком, с кем бы Вы встретились?
– Лев Семенович Выготский, Василий Александрович Сухомлинский, Антон Семенович Макаренко – это те выдающиеся люди, о которых будут говорить всегда и на труды которых будут опираться все педагоги. В студенческие годы я много их читала, да и сейчас возвращаюсь к некоторым книгам. Основа педагогики, конечно, люди.