Принято на заседании ученого совета Омского государственного педагогического университета 11 июня 2008 года, протокол № 10.
Открытое письмо
ученого совета Омского государственного педагогического университета Председателю Правительства, Губернатору Омской области Леониду Константиновичу Полежаеву в связи с содержанием опубликованного региональным информационным агентством «Омскинформ» материала «Губернатор Леонид Полежаев раскритиковал педуниверситет» (четверг, 5 июня, 09:27).
Уважаемый Леонид Константинович!
Ученый совет ОмГПУ в полной мере осознает справедливость оценок, высказанных на заседании Правительства Омской области, состоявшемся 4 июня 2008 года, относительно недостаточных темпов модернизации высшей школы региона и неудовлетворительного состояния кадрового обеспечения общего среднего образования. В то же время приведенные в материале «Омскинформа» цитаты Ваших высказываний в адрес педагогического университета мы расцениваем не только как излишне эмоциональные, но по сути свой несправедливые и даже оскорбительные для коллектива преподавателей и студентов вуза, который успешно решает задачи подготовки педагогических кадров и научно-методической поддержки системы образования региона в течение 75 лет. Это заставляет нас обратиться лично к Вам, но не для того, чтобы искать оправдания труднорешаемым проблемам региональной системы образования, а чтобы общими с Правительством области усилиями найти эффективные пути их решения. Следуя Вашим критическим суждениям, обратимся к двум направлениям, вызывающим наибольшие затруднения в нашей совместной работе.
Первое. Недостаточная численность и неустойчивость трудоустройства молодых специалистов в системе образования региона, особенно в сельской местности.
Сразу заметим, что проблема эта в современных условиях имеет системный характер, а ее разрешение связано с целым рядом причин, преодоление которых требует комплексного подхода. Было бы опрометчиво закрывать глаза на тот крайне огорчительный факт, что профессия педагога становится все менее востребованной среди молодежи из-за низкого уровня заработной платы, высокого уровня ответственности, непростых условий труда и многих других причин. Резкая поляризация уровня доходов населения, характерная и для нашего региона, ставит выпускника педагогического университета в непростые условия выбора — при средней заработной плате 13203 руб. (2007 год) начинающий учитель получает 5448 руб., а единовременные подъемные в 20 тыс. руб. не позволяют молодым специалистам, начинающим жизнь в новых условиях, обзавестись даже минимумом предметов первой необходимости.
Но не только в этом мы видим сегодня всю сложность проблемы. Надо признать, что педагогический университет вместе с муниципальными органами управления образованием пока еще не сумели найти и реализовать эффективные меры формирования кадрового состава учреждений образования области. Система целевого направления, в большей степени соответствующая современным подходам к подготовке кадров, по ряду причин сегодня себя не оправдывает, а это, как мы считаем, должно стать поводом для специального рассмотрения Правительством области. Роль и ответственность муниципальных органов власти в этом вопросе, безусловно, должны быть повышены, педагогическому университету в одиночку с этим не справиться.
Заметим, что эту проблему и проблему подготовки педагогических кадров университет никогда не оставлял без внимания, и поэтому Ваше заявление, будто «никакого вклада в развитие педагогики он уже давно не несет» по сути ошибочно. Педагогическая составляющая образовательного процесса является основой подготовки кадров. Введена обязательная непрерывная педагогическая практика. Исследования интересов студентов показывают, что 38% выпускников готовы работать по профессии в селе при условиях достаточного уровня заработной платы и льготного обеспечения жильем. Практика студентов организована в школах, а также в городских и сельских ресурсных центрах, оснащенных университетом современным оборудованием. Все действующие в системе образования Омской области педагогические экспериментальные проекты в научном и научно-методическом плане курируются созданным при Вашем содействии на базе ОмГПУ Омским научным центром Российской Академии образования, а более половины из них сопровождают ученые педагогического университета. Выпускники педагогического университета, участвуя в областных и российских конкурсах «Учитель года», «Молодой учитель года» и др. постоянно занимают призовые места.
Вы правы, Леонид Константинович, в том, что молодых преподавателей в школах области может не быть. К сожалению, пока не сложилась система целевого набора, профессиональной ориентации и трудоустройства.
Так, по итогам проведенных в 2008 году по инициативе университета встреч заместителей глав администрации районов, заведующих отделами (управлениями) образования со студентами-целевиками этих районов был получен результат: из 151 направленца подтвердили трудоустройство (в том числе заключили контракт) пока только 44 выпускника, а 46 получили от местных органов управления образованием официальный отказ в трудоустройстве. И это происходит при очевидном возрастном старении и квалификационном отставании от уровня современных требований значительной части состава педагогических кадров области. Мы понимаем, что целевая подготовка педагогических кадров должна стать доминирующей и сопровождаться специально мотивированными приемами. Однако эту проблему можно решить лишь совместными усилиями педагогического университета и местных органов власти.
В университете создана система поддержки и сопровождения студента, ориентированного с первого курса на работу в школе. Суть ее — в отборе и сопровождении студента в вузе, его дополнительном образовании по заказу района, школы и сопровождение его в течение 3-х лет после трудоустройства по предмету, методике и технологиям преподавания, педагогике и психологии.
Второе. Проблема сохранения и развития системы подготовки педагогических кадров в условиях проявляющейся тенденции к интеграции высшего образования в регионах.
Жесткой критике Вы, Леонид Константинович, подвергли вузы, сказав, что «высшая школа области не делает шагов по пути модернизации». У нас нет сомнений в том, что система высшего образования, как и вся система образования, нуждается в постоянном обновлении. Однако обращаясь к проблеме модернизации высшей школы России, мы склонны признавать не столько структурные, сколько сущностные преобразования, сохраняющие характерный для российской традиции способ организации подготовки кадров для обучения и воспитания в самостоятельной системе педагогического образования. Заметим, что в условиях непростого поиска решений есть позитивный опыт сохранения самостоятельности педагогических вузов в ряде крупных регионов России и стран СНГ (Красноярский край, Казахстан). На заседании 30 мая 2008 года ученый совет университета провел обстоятельный анализ этой проблемы, и нас волнует главное: сохранится ли цельность и уникальность сложившейся в течение XIX и XX веков системы педагогического образования, ориентированной не только на знания и компетенции, но и на передачу их в системе «человек-человек»? В погоне за формой не потеряем ли мы содержание и кадры, а с ними — и научно-образовательный потенциал современного университета? Он сегодня достаточно представительный и вовсе, как мы считаем, не характерный для «местечкового» вуза. На 62 кафедрах ОмГПУ в настоящее время работает более 500 докторов и кандидатов наук. В 5 советах по защите докторских и кандидатских диссертаций (такое количество советов имеется далеко не в каждом вузе) защищают ежегодно более 100 диссертаций преподаватели омских вузов, учителя школ, соискатели из 24 городов Сибири, Дальнего Востока, европейской части России (не исключая Москвы и Санкт-Петербурга), Казахстана. Именно в педуниверситете написана Красная книга Омской области, по учебникам и учебным пособиям по информатике, написанным в нашем университете, учатся студенты всех педуниверситетов страны. В вузе сложилось около десятка научных школ. В Омском педагогическом университете развиваются все направления и уровни педагогического образования: специалитет, бакалавриат и магистратура, аспирантура и докторантура. Из 100 основных образовательных программ 71 — педагогическая. Филиалы ОмГПУ, созданные при Вашей поддержке на севере и юге Омской области, благотворно влияют на развитие социума этих территорий и решают кадровые проблемы системы образования и социальной сферы.
Уважаемый Леонид Константинович, ученый совет Омского государственного педагогического университета выражает уверенность в том, что в тесном взаимодействии с Правительством области и органами управления муниципальными образованиями, федеральными органами управления образованием и научными учреждениями российской системы образования мы сможем выстроить совместную работу по подготовке учительских и научно-педагогических кадров для региона, результаты которой будут адекватны запросам современного российского общества.